Перейти к основному содержанию

Без доверия, но с фуа-гра

26 октября, 14:06
Фото автора

Недавно польский министр стал украинским по линии дорожного строительства.  Я слушал его тронную речь в машине, объезжая ухабы, из которых состоит вот эта красивая по сторонам и отвратительная  в полотне трасса Полтава-Кишинев. (Старое название). Ее построили еще  в СССР, и с тех пор только латали бетонное тело. Если бы не основа из  прочного материала, пронизанного металлической  арматурой, трасса исчезла бы с лица нашей земли, как «Одесса-Рени», сделанная из асфальта. А так стоит, положительным памятником советскому строю.

Почему в Украине нет дорог? Вопрос, на который лапидарно  ответит любой водитель,  побуждает  министров и губернаторов произносить долгие речи, выбирая выражения.  Михаил Саакашвили,   перенесший  свой губернаторский  офис вплотную  к асфальтоукладчикам и  грейдерам, пробивающим путь в непроходимой буджакской степи, называет немало причин, объясняющих наше бездорожье. Премьер-министр, призвавший польского коллегу творить из непроезжей части проезжую, тоже  подробно  высказывается   по  теме.  В наших дорогах каждый  может отыскать свою зарытую собаку. Коррупция, головотяпство, вотчинный подход, непрофессиональные решения  стоят по обочинам, как мертвые с косами и вырастают на осевой линии, как монстры из фильма ужасов о трассе 666. Но! Есть  вопрос, который заслуживает не только традиционных упреков снизу вверх, но и размышлений об антагонизме  зон личного комфорта и общественных благ.

 Если бы  ямы и колдобины  преодолевали такие же изможденные  временем  авто, никто бы не заметил диссонанса в пейзаже бедной страны. Но по  дорогам прошлого  несутся автомобили будущего всех марок, всех классов  и всех континентов. Сияя никелем и полированными боками, творения нашого века  деформируются на ухабах далекого  прошлого. Блеск личного владения сталкивается с мутным общественным достоянием.   Явление, претендующее на аллегорию. Состояние наших дорог показывает особенности ментальности. Терпимость к воровству, разрухе и бедности  в государственном секторе компенсируется частными приобретениями.    Мы  в состоянии покупать хорошие автомобили для себя,  но не способны  позаботиться о дорогах для всех. Замкнутый круг. Не платим налоги,  зная -  их разворуют, а дороги не строятся из-за того, что  воруют и не платят налоги. Назначив нобелевских лауреатов  по экономике на  все наши хорошо оплачиваемые должности, все равно не исправим  эту пагубную корреляцию. Она «сидит» не в менеджменте, а в психологии.

 Во время второй мировой войны  все британцы голодали, питаясь картофелем с морковью. Только один человек в правительстве каждый день выпивал  по паре бутылок  шампанского «Пол Роджер» и не лишал себя удовольствия съесть ростбиф и фуа-гра с черными трюфелями. Этим человеком был Уинстон Черчилль. Граждане Соединенного Королевства прекрасно знали слабости Уинни, но прощали их, веря в  талант стратега. Любой народ готов терпеть излишества в образе жизни первых лиц, если  верит в их способность  осуществлять  планы и оправдывать общие надежды.      

Скоро поляк уедет в Польшу, грузин в Грузию, а украинские дороги останутся  на месте многолетнего  разгильдяйства, которое  пока не могут победить  речи,  советы и деятельность  иностранных специалистов.  Доверие к системе власти, увы, не выпишешь из-за границы, как фуа-гра с шампанским.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать