Без доверия, но с фуа-гра

Недавно польский министр стал украинским по линии дорожного строительства. Я слушал его тронную речь в машине, объезжая ухабы, из которых состоит вот эта красивая по сторонам и отвратительная в полотне трасса Полтава-Кишинев. (Старое название). Ее построили еще в СССР, и с тех пор только латали бетонное тело. Если бы не основа из прочного материала, пронизанного металлической арматурой, трасса исчезла бы с лица нашей земли, как «Одесса-Рени», сделанная из асфальта. А так стоит, положительным памятником советскому строю.
Почему в Украине нет дорог? Вопрос, на который лапидарно ответит любой водитель, побуждает министров и губернаторов произносить долгие речи, выбирая выражения. Михаил Саакашвили, перенесший свой губернаторский офис вплотную к асфальтоукладчикам и грейдерам, пробивающим путь в непроходимой буджакской степи, называет немало причин, объясняющих наше бездорожье. Премьер-министр, призвавший польского коллегу творить из непроезжей части проезжую, тоже подробно высказывается по теме. В наших дорогах каждый может отыскать свою зарытую собаку. Коррупция, головотяпство, вотчинный подход, непрофессиональные решения стоят по обочинам, как мертвые с косами и вырастают на осевой линии, как монстры из фильма ужасов о трассе 666. Но! Есть вопрос, который заслуживает не только традиционных упреков снизу вверх, но и размышлений об антагонизме зон личного комфорта и общественных благ.
Если бы ямы и колдобины преодолевали такие же изможденные временем авто, никто бы не заметил диссонанса в пейзаже бедной страны. Но по дорогам прошлого несутся автомобили будущего всех марок, всех классов и всех континентов. Сияя никелем и полированными боками, творения нашого века деформируются на ухабах далекого прошлого. Блеск личного владения сталкивается с мутным общественным достоянием. Явление, претендующее на аллегорию. Состояние наших дорог показывает особенности ментальности. Терпимость к воровству, разрухе и бедности в государственном секторе компенсируется частными приобретениями. Мы в состоянии покупать хорошие автомобили для себя, но не способны позаботиться о дорогах для всех. Замкнутый круг. Не платим налоги, зная - их разворуют, а дороги не строятся из-за того, что воруют и не платят налоги. Назначив нобелевских лауреатов по экономике на все наши хорошо оплачиваемые должности, все равно не исправим эту пагубную корреляцию. Она «сидит» не в менеджменте, а в психологии.
Во время второй мировой войны все британцы голодали, питаясь картофелем с морковью. Только один человек в правительстве каждый день выпивал по паре бутылок шампанского «Пол Роджер» и не лишал себя удовольствия съесть ростбиф и фуа-гра с черными трюфелями. Этим человеком был Уинстон Черчилль. Граждане Соединенного Королевства прекрасно знали слабости Уинни, но прощали их, веря в талант стратега. Любой народ готов терпеть излишества в образе жизни первых лиц, если верит в их способность осуществлять планы и оправдывать общие надежды.
Скоро поляк уедет в Польшу, грузин в Грузию, а украинские дороги останутся на месте многолетнего разгильдяйства, которое пока не могут победить речи, советы и деятельность иностранных специалистов. Доверие к системе власти, увы, не выпишешь из-за границы, как фуа-гра с шампанским.