Безопасность и хаос
Не первый год мы говорим о долгосрочных тенденциях эскалации чрезвычайных ситуаций. Не первый раз действительность опровергает победные реляции наших ведомств о снижении количества катастроф и их интенсивности.
Этот год, несмотря на политические коллизии, не стал исключением. Что бы там не говорили краткосрочные прогнозы метеорологов, мы вошли в традиционный период избыточных осадков конца мая – начала июня. Что, как обычно, привело к обилию чрезвычайных ситуаций. Мощный циклон принес на Балканы самое сильное за последние 100 лет наводнение, отголоски которого мы наблюдаем в бассейнах Днестра и Западного Буга, и несомненно еще ощутим на Дунае.
За одну неполную неделю мы в полной мере ощутили меру собственной безопасности.
Уже 15 мая на территории западных областей начались сильные дожди, грозы, порывы ветра, приведшие в последующие дни к паводкам и подтоплениям. Несмотря на усилия спасателей, потери растут: пострадало более двух с половиной тысяч зданий и сооружений по всей Украине, пострадало около четырех тысячах гектаров сельскохозяйственных земель, пострадало имущество более трех тысяч человек, несколько десятков ранено. Продолжается восстановление дорог, коммуникаций, электро- и газоснабжения. Оценить финансовые потери пока сложно. Предварительно можно сказать, что только за первые пять дней разгула стихии прямые убытки составили не менее 100 миллионов гривен. Не все из них являются прямыми потерями бюджета, однако это не значит, что их можно, по привычке игнорировать.
Ситуация традиционно безрадостна. И сегодняшнее положение в стране, казалось бы, не располагает к излишнему оптимизму. Однако, возможен и другой взгляд на проблему.
Теория систем позволяет делать на первый взгляд неожиданные выводы. Например, идеально управляемые, абсолютно контролируемые системы, являются в то же время весьма уязвимыми, например, при изменении внешних условий, к которым система управления просто не успевает или не может адаптироваться. Это означает, что некоторая «хаотичность», которая традиционно рассматривается как неизбежное зло, является одновременно залогом успешного выживания и развития систем.
В области безопасности, управления рисками чрезвычайных ситуаций, этот тезис может быть проиллюстрирован нашим печальным опытом.
После череды бессмысленных реформирований Министерства по чрезвычайным ситуациям, дать адекватный ответ на эскалацию стихии нам, по сути, нечем. Мы имеем архаичную систему гражданской обороны, основанную на службе пожарной охраны советского образца, подчиненную милиции. В современной ситуации это – тупиковый путь. В условиях изменившегося характера природных и техногенных угроз, отказ от стратегического планирования в области безопасности, отказ от управления рисками приведет к нерациональному расходованию скудных средств и неизбежному увеличению потерь.
Существует ли решение в таких условиях? Как ни странно, но процессы политической трансформации нашего общества могут оказаться спасительными с точки зрения управления безопасностью. Это – та самая «хаотичность», которая может помочь становлению устойчивого порядка, способствовать более успешной адаптации. В сложившихся условиях центр решений в области управления безопасностью может быть смещен на региональный уровень, что может позитивно сказаться на управлении рисками.
Именно на региональном уровне может быть эффективно внедрен комплекс структурных и не-структурных стратегий управления безопасностью. Чаще всего местные органы самоуправления могут наилучшим образом спланировать и, привлекая через финансовые структуры необходимые инвестиции, осуществить «структурные» мероприятия: строительство локальных дамб и обводных каналов, укрепление мостов и береговых сооружений. Местная исполнительная власть, в сотрудничестве с экспертами и в интересах местных общин, единственная может адекватно осуществлять так называемые «не-структурные» методы: методы земле- и лесопользования, ориентированные на формирование безопасного стока воды, поддержка гибких и эффективных методов страхования частного и общественного имущества, направленного на управление застройкой, в частности, ограничение строительства в зоне повышенного риска, повышение финансовой ответственности за строительные работы, нарушение практик землепользования, приведшее к негативным последствиям. Такие практики широко применяются в мире на основе развитых форм местного самоуправления и доступных финансовых и страховых услугах.
Этот комплекс мер может быть максимально эффективным только в случае внедрения эффективных политических решений на региональном уровне. Требуется взаимодействие местных и центральных органов власти, бизнеса, местных общин для решения задач управления безопасностью и рисками. Такой подход в мировой практике называется «управление рисками, основанное на «private-public-social partnership» стратегиях». А это, в свою очередь требует существенной административной реформы, той самой «децентрализации», о которой сейчас идет речь – о праве граждан решать свои проблемы самостоятельно, с учетом возможностей и потребностей региона.
Роль государства тут остается несомненной, но роль жесткого регулятора оно играть перестает. А значит, возможность адаптации возрастает.
Психологи знают, что любая проблема – это ресурс для развития. Как известно, нет такого шанса, который нельзя упустить, но одновременно это означает, что любым из них можно совершенно безнаказанно воспользоваться… Кажется, это тот случай, когда наша безопасность может оказаться наконец в самых надежных – в наших собственных руках.