Билет в Донецк. Две цены
Оказывается, из Киева в Донецк и Луганск можно свободно уехать автобусом. В одной популярной социальной сети я нашёл и расписание, и условия оплаты за проезд. Поразило меня то, что цены были указаны не только в украинской гривне, но и российских рублях. На выбор.
Мы радуемся тому, что донбасский город Ясиноватая отверг «народного губернатора» Губарева, а некоторые оптимисты поторопились назвать это действо майданом. Но там нет Майдана, его просто не может там быть. Да, люди отторгли Губарева, но они говорят о «своей республике».
Мы хватаемся за любой факт, за любую новость, которые даёт нам хотя бы слабую надежду на то, что захваченная часть Донбасса скоро вернётся и всё будет как прежде. Но Донецк и Луганск никогда уже не будут прежними.
Агрессия России и дворовый патриотизм жителей Донбасса уничтожили и растоптали прежнюю жизнь: с гулянием в парках, хождением на футбол, шопингом и посещениями кафе. Взрослые люди серьёзно говорят о какой-то «республике», которая существует только в их головах.
Стоит ли удивляться батюшке с георгиевской лентой или женщине, осеняющей крестным знамением мусульманина, приехавшего «защищать от хунты» народ Донбасса из далёкой Чечни? Всё это только подчёркивает страшную ситуацию, которая граничит с глупостью и шизофренией, а по-другому называется гуманитарно-культурной катастрофой.
«Русский мир» не кормит досыта. Он включает телевизор, отключает мозг и даёт в руки автомат. Так было в Приднестровье, где успешно деградирует уже много лет «приднестровский народ», который застрял в ледяной глыбе замороженного конфликта. Такова судьба и других территорий, где Россия воткнула в мёрзлую землю свой флаг.
Мертворождённая русская национальная идея всего лишь должна скрыть коррупцию, распилы, откаты, обслуживание олигархов и много других удовольствий, на которые были потрачены время и деньги. Фантомные боли о былом величии, смутные воспоминания об истории из единого учебника и гордость, переходящая в надменность и кичливость. Всё это должно отвлечь простых россиян от отсутствия в российской глубинке нормальных дорог и продуктов.
Россиянам предлагают забыть о бедности и надвигающемся кризисе, а думать только об удачах Путина во внешней политике. Жителям Донбасса не предлагают ничего, если не считать возможность освоения переселенцами Сибири и Дальнего Востока.
Возвращение в «родную гавань» Крыма оказалось возвращением крымских татар и патриотов Украины в «чекистский» изолятор. Что же касается дружественного «донбасского народа», то это территория, отдана на разграбление бандитским формированиям, как местным, так и российским, и тут никто не собирается выстраивать новую жизнь «республик». Донбасс превращён северным соседом в полигон для тренировок и стал территорией свободы от мирной жизни и благополучия.
Стратегия власти по возвращению оккупированных территорий невнятна и туманна. В то же время, выборы в освобождённом Донбассе показали, что ради сиюминутной политической выгоды, этот регион может быть брошен к ногам «крепких хозяйственников». В этом случае Украина будет выдавливаться из региона и это уже происходит. Безнаказанность высокопоставленных сепаратистов и ставка на сомнительных политиков из дублирующего состава регионалов, может сослужить плохую службу для страны, которая находится в состоянии войны.
Донбасс – наша общая беда. Там наши люди. Я просматриваю два видео, которые были сделаны в Краматорске во время известных событий. На одном большая и злобная толпа, которая истерично кричит украинским солдатам, чтобы они убирались из города. На втором тихая и трогательная радость нескольких десятков людей, которые плакали при поднятии украинского флага над зданием мэрии. Я понимаю, что людей с Украиной в сердце в Донбассе немало, просто надо понимать, что российская оккупация началась тут намного раньше, тогда ещё без танков и систем залпового огня.
Пусть патриотов здесь тонкий слой, но именно они могут сделать этот регион проукраинским, в этом случае не будет никакого реванша и мечтательных взглядов в российскую сторону, тем более, что горькое похмелье от «братской помощи» РФ постепенно приходит.
Болезнь тяжела, выход из болезни будет ещё тяжелее. Главное – не захотеть с этой болезнью жить, не попытаться совместить несовместимое. И тогда там не будут мэры городов, которые были героями сепаратистских роликов и директора заводов, которые открыто сотрудничали с террористами.
Цена за Донецк и Луганск уже заплачена немалая и никакого отношения к денежным знакам эта цена не имеет.
Валерий ФУЁР, правозащитник