Перейти к основному содержанию

Благотворительность: традиции киевской старины

День Киева. Официальное 1535-летие украинской столицы. Уличные концерты, ярмарка современного искусства, аттракционы, шашлыки, семейные прогулки по хорошо убранному после финала Лиги Чемпионов центру города... И целая куча мыслей и ассоциаций, которые возникают в течение этого дня - у каждого свои.

Возможно, это кому-то покажется странным, но мне в  этот день вспомнилось, что до большевиков Киев был известным центром не только научного и экономической, художественной и политической жизни, но и большим центром добродетельности или меценатства, благотворительности (термин не так важен, важна сущность).

Поэтому только то, что знаю об этой традиции: известный сахарозаводчик Алексей Бобринский в свое время возвел для рабочих каждого из семи своих заводов жилые дома и больницы, технические классы для подготовки рабочих и школы для их детей. Другой «сахарный барон» - Никола Терещенко - так же при каждом из своих заводов построил больницу, школу (при некоторых заводах - и народные училища) и чайную для рабочих. А владелец днепровских пароходов и киевских трамваев Давид Марголин для 130 работников своих ремонтно-механических мастерских построил на Трухановом острове в Киеве целый поселок с жилыми домами, каменной церковью святой Елизаветы, ремесленным училищем и двухклассной школой для детей рабочих. Киевский «табачный король», караим по происхождению Соломон Коген, приобретя земельный участок на Большой Подвальной (ныне - Ярославов Вал), построил там кенасу (то есть молитвенный дом) для караимской общины города. Его жена Эсфирь пожертвовала 150 тысяч рублей в школу для караимских девушек в Евпатории, а сам Коген, среди прочего, завещал большую сумму для выдачи ежегодно по тысяче рублей в приданое невестам-караимкам. Наконец, сахаровар и винодел, киевский губернатор Иван Фундуклей за свой счет построил фонтан на нынешней Европейской площади, замостил Андреевский спуск и подарил городу два собственных дома в центре Киева для основания первой в Российской империи женской гимназии. А «железнодорожный король» Рудольф Штейнгель за свой счет оборудовал отдельное отделение в клинике Киевского университета, его же жена Мария финансировала сооружение Сретенской церкви неподалеку Львовской площади.

Что интересно, не отставали и депутаты (гласные) городской думы и другие выборные лица. Например, мэр Павел Демидов за свой счет финансировал строительство ремесленной школы, реального училища, мужской и женской гимназий. Другой городской голова, пивовар Иван Толли построил на Жилянке Благовещенскую церковь с приходским училищем. Гласный Семен Могилевцев пожертвовал полмиллиона рублей на возведение дома Педагогического музея (того самого, в котором Центральная Рада провозгласила независимость Украинской Народной Республики). Николай Попов построил Успенскую старообрядческую церковь на улице Почайнинской на Подоле. Михаил Дегтярев построил Свято-Михайловский храм в Центральной городской больнице и пожертвовал миллион рублей (тогда это была огромная сумма) на строительство городка т.н. «Дегтяревской богадельни» из 13 домов (ныне здесь находится Институт сухопутных войск Министерства обороны). И так далее - подобных примеров желающие могут собрать десятки, перечень далеко не полный, просто то, что первым вспомнилось.

О киевских меценатах, которые поддерживали украинское дело - разговор отдельный. Что стоит внимания - среди них были и лица с не совсем обычными для украинцев фамилиями. Например, представители рода барона Штейнгелей...

И вообще, до Первой мировой войны среди представительных предпринимателей существовала такая традиция: при нормальных экономических обстоятельствах примерно треть чистой прибыли идет на расширение и модернизацию производства, треть - на нужды семьи и рода, а треть - на благотворительность. Причем среди потребностей семьи мог быть и сбор коллекции старопечатных  книг или произведений живописи, а в модернизацию производства могло входить обучение рабочих и работниц высокой квалификации. Конечно, не все предприниматели были степенными, а времена - не всегда благоприятными для бизнеса, однако традиция существовала и разрушилась в силу целого ряда обстоятельств, хотя и не полностью, во время Первой мировой войны. Не в последнюю очередь потому, что коррумпированное чиновничество Российской империи радостно распределяло огромные военные заказы (конечно, за взятки и «откаты») среди бесчестных нуворишей и различных авантюристов, чем в итоге существенно сыграло на руку большевистским демагогам...

Так вот, такие традиции когда-то были в Киеве. А что сейчас? Если сравнить состояния современных миллиардеров и мультимиллионеров, и даже депутатов «середняков» с их затратами на благотворительность, то, боюсь, картина получится печальной. Как по мне, почти все отечественные «денежные мешки», в том числе и активные участники политической жизни, видят себя на иерархической лестнице где-то высоко-высоко над обществом, хотя на самом деле находятся где-то низко-низко, в глубокой грязной луже морального упадка. Вместе со всеми своими миллионами и миллиардами. И с разговорами о собственном народолюбии.

Могут сказать: некоторые депутаты тратят немалые суммы на церкви! Да. Но обратите внимание: почти исключительно - на церкви Московского патриархата. И невольно возникает сомнение: собственные средства они тратят или получают на это дело большую «гуманитарную помощь» от Кремля и Лубянки?

Вот и задумаешься волей-неволей о настоящем возрождении стольного Киева с его древними, еще с княжеской эпохи, традициями благотворительности и о судьбе тех персонажей - от отечественных миллиардеров и мультимиллионеров до членов парламента и Киевсовета - которые живут и действуют не по этим традициями.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать