Болезнь роста
![](/sites/default/files/main/blogposts/des01.jpg)
В информационном потоке последних недель все более ощутимой становится тревожная интонация: мобилизационное, прифронтовое настроение и патриотический подъем, по мнению многих авторов, начинают граничить с тоталитарным единодушием и готовностью репрессировать инакомыслящих.
Недавно на анархистском сайте «Нігіліст» появился еще один подобный текст. Приведу пару цитат из него, поскольку он в концентрированном виде передает обеспокоенность значительной части наблюдателей, как украинских, так и зарубежных. Основное мнение таково:
«В последние месяцы мир вокруг тоталитарно окрасился в сине-желтые цвета. /.../ Нам не нравится Россия — с ее «тысячелетней историей жополизства начальству, кнута и нагайки, пьянства и вырождения, насилия и нечеловеческой злобы» (цитата из публицистического трагифарса Владимира Иткина памяти русского поэта Ильи Кормильцева), и у нас есть свой ответ — нам нужно свое начальство, свой кнут и свое насилие. Мы построим зеркальный мир, наполненный патриотической истерией, но, в отличие от тупых москалей, мы расставим правильные акценты».
Остро полемическая, на грани провокационной форма выражения, но это даже хорошо.
В определенном смысле этот текст обращен ко мне. Потому что у меня висит флаг на балконе, у меня к сумке привязана ленточка «Єдина країна», и мне так же тревожно. Тревога, по-видимому, имеет масштаб всеукраинской эпидемии и объединяет всех независимо от убеждений.
Понимаю, что дальше мои рассуждения покажутся наивными и слишком оптимистичными. И все же попробую их обосновать.
Собственно, какой исторический период мы проходим?
У нас ныне происходит становление буржуазной республики. Скучной, уравновешенной, демократической, минимально коррумпированной буржуазной республики.
У нас ее просто не было. Никогда. Сейчас наконец делается то, что не смогли сделать в 1918-20 годах, до чего так и не дошли руки ни в 1991, ни в 2004-м.
Неизбежный побочный эффект становления такого способа управления – половодье национальной символики, пение гимна на каждом шагу и тому подобное.
Все, что творилось до этого времени последние четверть века, было мутным политико-экономическим лимбом, в котором Украина блуждала без особой цели и ориентиров, выращивая в себе злокачественные опухоли коррупции и авторитаризма.
Нам нужно свое начальство, свой кнут и свое насилие? Простите, но мы сражались именно против начальства и кнута. Именно против этого стояли три месяца на холоде, именно из-за этого погибли десятки людей прямо в центре Киева, именно из-за преступлений того начальства теперь продолжают погибать люди на Востоке. И все об этом помнят очень хорошо.
Да, меня тоже раздражает «слава Україні» по сто раз в день, про «славу нації», «смерть ворогам» и «Україну понад усе» вообще молчу. Но те, кто это подхватывает, не особенно задумываясь об оригинальном содержании, в подавляющем большинстве не являются нацистами и приверженцами сильной руки, равно как и вышеупомянутый флаг, например, не означает автоматически петлюровский погром. Вся эта сине-желтая волна – во многом компенсаторный рефлекс. Массовая реакция на массовый же, тяжелый стресс, который довлеет над нами девятый месяц. Быстротечная детская болезнь роста. Ветрянка, не оспа.
А истерия – это когда я требую всех, кто мне не нравится – «на гілляку» или в концлагерь. Это любовь к родине за чужой счет. Склонные к истерии в Украине тоже есть. На последних президентских выборах их кандидаты вдвоем набрали меньше голосов, чем кандидат с фамилией Рабинович. Вся АТО говорит по-русски. Ни в Киеве, ни в Львове, ни в одном из освобожденных городов Донбасса нет даже намека на охоту на ведьм. Потому что главный враг – это коррумпированный чиновник, что осознают все. Потому что пресса у нас свободная и пишет то, что хочет. Потому что нормальных людей больше, чем идиотов. Даже во время войны.
Для меня желто-синий флаг – это флаг свободы в первую очередь. Свободы без всяких кавычек. Это именно тот флаг, за который еще в феврале можно было получить палкой по голове или оказаться под двухмесячным арестом. С этим флагом мы бросили вызов путинской тирании, и с ним ежедневно этот вызов подхватывают смелые одиночки в России. Думаю, подавляющее большинство тех, кто носит ленточки, вышиванки, красит заборы синим и желтым – воспринимают эту цветовую комбинацию примерно так же. И закручивать гайки во имя свободы, завоеванной такими страшными жертвами, мы не дадим. Слишком дорого за нее заплатили.
Да, я допускаю, что, чем больше будет затягиваться война, тем большим испытанием будут подвергаться не только наша экономика, но и гражданские свободы. Опасное искушение простых решений будет расти. Уже были испытания общественной терпимости – издевательства над пленными в Донецке, женщина, привязанная к позорному столбу в том же Донецке, – и волна слепой злобы в интернете в ответ. Но к диктатуре мы не скатимся. Потому что нормальных людей больше.
Считайте это символом моей наивной веры.