Перейти к основному содержанию

Братья по разуму

«08.08—14.08.2014»
14 августа, 17:21

Кажется, легенда «о двух братских народах» — русских и украинцах, окончательно вышла из моды и в Украине, и даже в России. Сановный спикер из России, или замшелый ровесник библейских патриархов из Украины еще могут изредка всплакнуть о былом братстве, но все больше с обеих сторон набирает тенденция окончательного раздела имущества. Осененные многовековой имперской мудростью российские геополитики, политологи, философы, футурологи, историки и просто пишущая братия меньшего пошиба день за днем твердят доверчивым россиянам, что нет на самом деле никаких украинцев, а есть в Украине только русские и оболваненные вековой австро-венгерской пропагандой бывшие русские, нынче ударившиеся в противоположную настоящей «русскости» крайность — откровенный фашизм и русофобию. А вдохновленные этой идеей башкиры, буряты, тувинцы, осетины и чеченцы силой русского оружия несут сегодня порабощенным австро-венграми русским людям все прелести «Русского мира», прелести, которые еще полтора десятилетия назад ощутили на себе мирные жители российского города Грозный. А в самой России все больше говорят о великом Белом (цвета моли) царе, прозревшем в грядущем крушение разложившегося Запада и торжество на руинах цивилизованного мира тысячелетнего Православного Рейха. Удивительно ли, что с высоты империй прошлого, и воображаемой империи будущего россияне смотрят на украинцев, как Свирид Петрович Голохвастов смотрел на людей с высоты лаврской колокольни?

•  Но и свободная от имперского вируса Украина не далеко ушла в своем неприятии России, — не только нынешней, но и России вообще, от ксенофобии своих восточных соседей. Для начала, приведу самый простой пример, — широко распространяемый, казалось бы, безобидный демотиватор (фотоколлаж с подписью) о том, что, когда в Киеве уже стояли каменные храмы, на месте Москвы росли березы, ели и сосны. Конечно, демотиватор этот можно трактовать и в том смысле, что негоже, мол, младшему брату, учить уму-разуму брата старшего. Только вот, вспомним, к примеру, что, когда на Ближнем Востоке 9 тысяч лет назад возникли первые протогорода, на месте Киева еще только начинал таять ледник. Дает ли это право нынешним жителям Израиля, Ливана или Сирии свысока смотреть уже на нас — украинцев? Все чаще у нас принято называть Россию Ордой, — в уничижительном смысле. Это сравнение исходит из давным-давно устоявшегося стереотипа культурного превосходства земледельческих народов над кочевыми, и, пытаясь унизить Россию, те, кто называют ее «ордой», тем самым оскорбляют в первую очередь крымскотатарский народ, являющийся непосредственным наследником этой самой Золотой Орды. Впрочем, в свое время, Монгольская империя и ее восточный улус Золотая Орда значительно опережали современную им Европу и как правовое государство, и в экономическом смысле, — как страна многолюдных городов (и сейчас на территории Украины, России и Молдовы археологами исследованы десятки ордынских городищ, население которых составляли десятки, а подчас и сотни тысяч жителей) и развитой трансконинентальной торговли. Зародыш будущей России — Московское княжество, который тогда представлял собой не более чем нынешнее Приднестровье или Абхазию, — маленькую серую зону на окраине большой империи, в которой правил не закон, но право сильного. В этом смысле, конечно, невольно для себя, исключительно по незнанию, те, кто называет Россию Ордой, делают ей в чем-то незаслуженный комплимент.

•  Признаю, все это не более чем отдельные симптомы, кажущиеся лишь слабым отголоском официальной украинофобской доктрины современной России. Как простым недоразумением на первый взгляд покажется награждение в 2011 году премией имени Ивана Франко в категории «лучшей научной книги» откровенно русофобской псевдонаучной трилогии Владимира Билинского «Страна Моксель». Но на фоне разгорающегося военного конфликта мутная волна ксенофобии в Украине все нарастает, и информационная сфера все больше наполняется уже откровенно расистскими публикациями, методами спекулятивной генетики, отказывающим русским в принадлежности к славянам, выводящими их якобы из финно-угров и татар. Сложно понять логику подобных «исследований». Во-первых, непонятно, почему родство с финнами их авторам кажется чем-то зазорным? Тем более странной кажется терминология, к которой они прибегают в своих работах. Что такое «этнические» россияне» («россияне» это политоним — определение для политической нации, а не этноса) или «генетические славяне»? Каким образом родной язык человека (а принадлежность к славянам определятся именно по языку) может быть соотнесен с генетическим кодом носителя этого языка? Чем-то этот «ген славянства» напоминает пресловутый «ген патриотизма», обнаруженный не так давно у россиян министром культуры Российской Федерации Владимиром Медынским. Определенно, и Медынский, и авторы этих опусов принадлежат к одной «научной школе», если, конечно, невежество хоть в одном университете мира признано научной дисциплиной.

•  Да что история, мало ли примеров в быту! Мы умиляемся, к примеру, когда в Одессе на рынке «цибуля» стоит дешевле «лука», — мол, чтоб учили язык страны, в которой живут. Но вот, представим, что на рынке Симферополя завтра кто-нибудь продавал бы «лук» дешевле чем «цибулю». Воспринял бы это хоть кто-нибудь из нас как милую шутку, или мы бы в один голос возмущались неприкрытой украинфобией оккупационных властей пророссийски настроенной части населения Крыма?

•  Или вот, вы заметили, что о беженцах с востока Украины практически одинаково отзываются и российские губернаторы, и украинские СМИ, — вне зависимости от того, куда, — в свободную от войны часть Украины, в оккупированный Крым или в Россию они уехали. Вот скажем, губернатор Костромы две недели назад заявил: «Задача — не допускать дальнейшего проявления иждивенческих настроений... Мы не должны делать им санитарно-курортное обслуживание». Или вот, из недавнего интервью киевского областного губернатора Владимира Шандры: «Некоторые беженцы не хотят ничего делать...» И заместитель губернатора Днепропетровской области Борис Филатов: «Некоторые беженцы с Донбасса очень агрессивны и считают, что им все должны...» Истории об агрессивности беженцев с Донбасса уже более месяца заполнили новостные ленты и эфиры телеканалов Украины. Правда, большинство из них не выдерживает малейшей проверки. Что всколыхнувшая Украину история о том, как курортный городок Ворзель под Киевом захватили толпы варваров с востока, которые не только срывают флаги Украины, но распространяют листовки «ДНР» и хамят продавцам, что рассказ о флаге «ДНР», поднятом над лагерем беженцев под Миргородом, что «избитые понаехавшими сепаратистами» львовяне, — все отказалось не более чем вымыслом, рассчитанным на впечатанный в наши головы пропагандой стереотип двух Украин. Чем отличается эти истории от сказок о бандеровцах, фашистах с Галичины? Отличие разве что в отсутствии распятых сепаратистами младенцев. Впрочем, на волне всеобщей истерии скоро дойдет и до них.

•  На поверку, не так уж и много нас, украинцев, отличает друг от друга. Разве что вариант суржика — русско-украинского или украинско-русского, на котором мы говорим, так что даже в крымских гаишниках, сосланных после оккупации Крыма на работу в Рязань, местные безошибочно узнавали «хохлов». Ну и, традиционно, украинцы не могут прийти к согласию, кто именно из зарубежных деятелей должен вместо них решить все проблемы в стране — Евросоюз с США или Россия. То, что эти проблемы украинцы должны, в конце концов, решить сами, считает катастрофически малый процент украинцев, и именно их я бы назвал украинцами другого — высшего сорта, пусть многие из них еще со старым советским знаком качества.

•  Похоже, активная пропаганда идей «Русского мира» в Украине имеет свою теневую сторону, и способна поражать даже тех, кто, казалось бы, оказался к ней устойчив. Вступая в дискуссию с носителями этой идеи, с ее идеологами, мы и сами невольно перенимаем их образ мысли, их терминологию, мы сами начинаем видеть нашу Украину как всего лишь отражение этого «русского мира», как Россию наоборот. Идея двух Украин, лишь десять назад привитая в Украине, за эти годы не просто едва не превратила воображаемую границу внутри Украины в реальную. Противопоставив украинцев друг другу, кремлевские идеологи заставили обе стороны, пусть каждую по своему, играть по своим правилам, уподобив даже своих врагов-»бандеровцев» самим себе. И лучшим примером этой схожести являются факельные шествия, проводимые ежегодно 1 января в Киеве «Свободой», и с 2010 года ежегодные «русские марши» в Крыму, увенчанные грандиозной факельной свастикой на севастопольском байк-шоу в прошлые выходные.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать