Человек в зоне турбулентности
О новой книге Макса Кидрука - триллере «Жестокое небо»Самым страшным из виденных мной в жизни фильмов была лента о самолете, который попадает в зону ужасной турбулентности. Борт трясло так, что зритель невольно начинал переживать за свой телевизор, не треснет ли вдруг экран от этого мигания. Свет в салоне то и дело гас, стюардесс бросало с пола на потолок, маленьких детей вырывало из-под ремней безопасности, в иллюминаторах чернели тучи, среди которых носились молнии. Казалось, что за огромным лобовым стеклом кабины пилота через мгновение появится бородатое и грозное лицо Бога. А потом вдруг непогода стихла, самолет вырвался за облака и полетел по солнечной шири неба.
Еще несколько минут я испуганно ожидал новых ужасов, предугадывал, что внезапно заглохнут двигатели и самолет снова упадет в грозовые облака, заснет измученный пилот или среди пассажиров окажется террорист. Но ничего такого не происходило: полет продолжался, люди заказывали у стюардесс кофе, дети смотрели мультики. Собственно, настоящий кошмар именно в этом и заключался: остальную часть фильма самолет летел по солнечному голубому небу. Этот полет был метафорой смерти. Потому что после катастрофы весь экипаж попал в ад: они летели, чтобы никогда не прилететь, остались запертыми навсегда в этом самолете на высоте десяти тысяч метров.
Без этого простого осознания невозможно снять хороший фильм об авиации - будет это ужас, драма или комедия. В любом полете, в каждом самолете всегда самое важное то, что внутри. То есть человек. В этом смысле авиация является воплощением архетипного желания улететь, покинуть землю ради неба. Самолет является метафорической копией человека: железная оболочка - это тело, и самое важное в нем - душа. Душа стремится вырваться из тела, которое стареет, ржавеет, ломается и подводит.
Макс Кидрук понимает эту истину, поэтому его роман получился живым, человечным. За кулисами истории о технологиях, разметке взлетных полос, шифровании разговоров диспетчеров и пилотов перед нами встает другой, более важный рассказ: о человеке, женщине, которая должна вырваться из своей рутинной жизни и доказать всем, что она чего-то стоит. Всем, но прежде всего себе - что выдержит, найдет выход, в последний момент спасет единственное, ради чего стоит рискнуть жизнью, - честь. Как нам не всегда верится, что многотонная куча железа может взлететь в воздух, так и эта женщина вынуждена преодолеть законы природы, чтобы оторваться от депрессии, грязных пеленок и бесперспективного старения. Это просто икаровская ситуация: иметь мечту, отважиться и - несмотря ни на что - улететь.
Триллер Макса Кидрука совсем нетипичный для украинской литературы. Даже приятно, что что-то такое современное и высокотехнологичное можно написать на украинском языке. К тому же сам Макс предстает перед нами представителем нового типа украинского писателя. Он так хорошо изучает тему, о которой пишет, что закрадывается сомнение: не учился ли случайно автор в авиационном университете? Именно реалистичность каждой сцены и фильмовая манера письма - когда взгляд не упускает ни одной детали, ни одного движения - создают атмосферу напряжения, переживания. Во время просмотра фильма ужасов можно закрыть глаза, при чтении книги-триллера такая роскошь, к счастью, не предусмотрена.
И не важно, что самолеты, как и жизнь, порой разбиваются. Полет Икара тоже завершился катастрофой, но разве несколько мгновений небесной свободы не стоят этого?