Что делать, если ваш авиарейс задержали или отменили
Лето - пора отпусков, путешествий и отдыха. Удобным (хотя не всегда доступным) способом поехать куда-то в теплые края для многих украинцев остается путешествие самолетом. Впрочем, к сожалению, от неприятных «приключений» никто не застрахован. Бывает так, когда вы уже в ожидании своего путешествия и с билетом на самолет сидите в аэропорту, ваш рейс внезапно откладывают или, еще хуже, отменяют. Важно быть готовым к таким ситуациям, зная, как же в ней правильно действовать.
Этим летом уже немало украинцев успели попасть впросак по вине авиаперевозчиков. Даже в день написания этого блога, 27 июня, СМИ уже успели сообщить о том, что из Львова задерживается вылет рейсового самолета в египетскую Хургаду. А последний такой вопиющий случай здесь произошел в минувшее воскресенье в результате небрежности итальянского лоукостера «Ernest Airlines», который без объяснений перед пассажирами отменил перелет из Милана во Львов. О проблемах с этим рейсом сначала сообщили пассажиры, которые более 13 часов находились в таможенной зоне аэропорта Бергамо. В конце концов, рейс вообще отменили. Позже пассажирам наконец дали ваучеры на питание и поселили их в гостиницу. Во львовском аэропорту объяснили, что этот рейс отменили из-за технической неисправности самолета. Из-за этого пришлось отменить рейсы в Милан и Неаполь, поскольку их тоже должен был осуществлять этот самолет. Всего по небрежности авиаперевозчика пострадали несколько сотен пассажиров. И на сегодня еще далеко не всем из них удалось добраться до своего пункта назначения.
Длительная задержка или отмена рейса - это, конечно, стрессовая ситуация. Но когда вы увидите на табло аэропорта пресловутые статусы «delayed» или «cancelled» - это не повод паниковать. В этой форс-мажорной ситуации, прежде всего, важно знать, как действовать и какие у вас вообще есть права. Поэтому мы решили составить небольшой перечень «лайфхаков» на случай, если ваш авиарейс задержали или отменили.
Итак, произошел инцидент - рейс задержали. Что делать?
Не спешите ругаться с сотрудником аэропорта у стойки регистрации. Прежде всего, необходимо обратиться к сотруднику авиакомпании или в туристическое агентство. Вам должны объяснить причину задержки и рассказать, что дальше делать. Если вам не предоставили авиабилет на другой самолет, то остается ждать. Кто знает, как долго это будет продолжаться, поэтому нужно четко знать, что вы можете требовать от авиакомпании, которая задерживает самолет.
Авиакомпания обязана позаботиться о сохранении вашего багажа. Если вы летите с ребенком, которому меньше 7 лет, то вам должны обеспечить доступ в комнату матери и ребенка.
Согласно воздушному кодексу Украины, если происходит задержка рейса дальностью до 1500 км на два часа, дальностью от 1500 до 3500 км на три часа, дальностью более 3500 км на четыре часа, то авиакомпания должна предоставить пассажирам прохладительные напитки и полноценный обед. Также должна быть обеспечена возможность осуществить 2 телефонных звонка, или отправить 2 «имейла», или 2 факс-сообщения, если в аэропорту есть для этого необходимые условия. Все эти услуги авиакомпания обязана предоставить бесплатно.
Если задержка авиарейса более пяти часов, пассажиры имеют право отказаться вообще от перелета и получить деньги за перелет в полном объеме.
Если вылет рейса откладывается на следующий день или вылета приходится ждать несколько дней, то авиакомпания обязана предоставить место в гостинице, питание, а также обеспечить транспорт до отеля и обратно в аэропорт. Если авиакомпания отказывается предоставить необходимые услуги, то пассажир может оплатить такие расходы самостоятельно. Во время этого обязательно сохраняйте все чеки: на еду, транспорт, гостиница, новый перелет. Затем вы будете вправе требовать от авиаперевозчика денежную компенсацию. Как показывает практика, дело это хлопотное, но не безнадежное. В частности, такими исками занимаются юристы и целые специализированные агентства.
Следует различать сумму возмещения денег за купленный билет и, собственно, саму компенсацию за возможные убытки (материальные и моральные). Если рейс был отменен по независящим от авиаперевозчика причинам (погодные условия, война, забастовка сотрудников аэропорта и т.д.), то вы можете рассчитывать только на возврат стоимости билета. Если же объективных причин для отмены самолета нет - считается, что виновата компания, и тогда вы можете смело требовать дополнительную компенсацию.
Авторы интернет-портала «Мир туризма» отмечают, что единых правил, к сожалению, не существует: «Украинское и американское законодательство, например, ничего не говорит по этому поводу, оставив решение за авиакомпаниями. У европейских перевозчиков размер компенсации зависит от дальности рейса, который был отменен. Если расстояние не превышает 1500 км - это вы получите 250 евро, от 1500 км до 3500 км - 400 евро, свыше 3500 км - 600 евро.
Сроки получения компенсации также зависят от авиакомпании, обычно от 2 недель до 3 месяцев, поэтому стоит набраться терпения. Деньги можно получить только тем же способом, которым был оплачен билет. Если это наличные - то ими же, в кассе, если картой - то переводом на нее».
Конечно, со всеми советами и тонкостями в случае задержки или отмены рейса должен быть ознакомлен каждый, кто регулярно путешествует самолетами. Готовыми надо быть ко всему. Однако это вовсе не означает, что инцидент должен случиться именно с вами во время предстоящего отпуска. Поэтому в любом случае желаю вам приятного полета и хорошего отдыха!