Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

COVID-19 и «ножи в спину» врачам

29 сентября, 13:34

Президент Зеленский заботится о том, чтобы медики получили доплаты, а койки для больных COVID-19 были оснащены кислородом. Об этом он заявил, как сообщила пресс-служба главы государства, в ходе селекторного совещания 28 сентября с премьером, чиновниками и представителями правоохранительных органов: «Уже конец месяца, и медработники через несколько дней должны получать зарплаты, а согласно данным, которые я получил, договоров о доплате медикам подписано менее чем на четверть от поданных заявок. Остается открытым вопрос и по обеспечению более 80% коек кислородом для больных COVID-19. Все эти вопросы должны быть решены», - подчеркнул Зеленский. А премьер Шмыгаль добавил, что Национальная служба здоровья Украины начала переводить средства медучреждениям по заключенным договорам для обеспечения доплат медицинским работникам с 25 сентября: «В течение следующих двух дней 500 учреждений здравоохранения получат средства. Другие учреждения получат их после подписания ими контрактов до конца недели. Важно отметить, что более 200 заведений до сих пор не подали предложения о заключении договора с НСЗУ, что делает невозможным своевременную выплату доплат медицинским работникам. Контроль за выплатами - лично на министре здравоохранения». А еще пресс-служба сообщила, что во время совещания была отмечена необходимость решения вопроса с больницами второй волны и их обеспечением; а тем временем Национальная служба здоровья подписала менее половины договоров о финансировании учреждений здравоохранения, которые его недополучили в связи со вторым этапом реформы. Вот и все сообщения. Нет, есть еще заголовок большими буквами: «Глава государства требует, чтобы медики получили обещанные повышенные зарплаты уже в этом месяце».

Я в прямой речи президента и премьера не изменил ни слова, позволив себе лишь несколько сжать сопроводительные предложения. А теперь, уважаемые читатели, скажите, пожалуйста, какую реальную информационную ценность имеет этот текст, размещенный на официальном интернет-представительстве главы Украинского государства? С моей точки зрения - минимальную. О каких доплатах идет речь? О тех, которые давно обещаны медикам, работающим с больными COVID-19, или о каких-то других? Каково содержание договоров, которые должны подписать медицинские учреждения? И какое общее число этих заведений? Что означают слова Зеленского об «открытом вопросе по обеспечению более 80% коек кислородом для больных COVID-19»? Какие койки имеются в виду? В тех больницах, где принимают больных COVID-19? Или в больницах второй волны? Или еще о чем-то? Разница принципиальная.

Если речь идет о больницах, которые принимали и принимают больных COVID-19, это означает, что несколько сотен из более четырех тысяч умерших в Украине от коронавируса стали жертвами не так пандемии, как преступной халатности властей. Ведь, как выяснилось где-то полгода назад, подача кислорода больным во многих случаях эффективнее использования аппаратов искусственной вентиляции легких; да, именно благодаря подаче кислорода врачи «вытянули» премьера Великобритании Бориса Джонсона. Собственно, здесь ничего принципиально нового - в начале ХХ века кислородные подушки продавались в аптеках, и советская власть их не ликвидировала - во времена моего детства они тоже были в продаже. Затем они куда-то исчезли, а системы централизованной подачи кислорода в больницах перестали работать... Но дело в другом. Вы легко найдете в Интернете описание того, как медики в апреле-мае импровизировали, пытаясь обеспечить пациентов кислородом, то есть возможностью дышать... Спасти удалось не всех, хотя деньги на кислородные аппараты государство имело. С тех пор вроде бы что-то изменилось к лучшему. Что же тогда значат эти сакраментальные 80%? Ведь есть обеспеченность больных кислородом с помощью кислородных подушек, которые бегом разносят сестры, а есть стационарные или полустационарные системы, да еще с автоматикой регулирования подачи...

Мы бегло коснулись только одного предложения сообщения, а сколько возникло вопросов, на которые не найти ответа, потому что для этого нужно иметь гораздо больше информации. Зачем пресс-служба главы государства публикует сообщения, которые содержательно пусты, кроме констатации того факта, что совещание правительства состоялось, а президент что-то там констатирует и требует?

Впрочем, у читателей есть возможность получить объективную информацию о ситуации с заболеванием COVID-19 вне государственных факторов. Для этого опять-таки пригодится Интернет. На сайте Радио «Свобода» читаем рассказ о Светлане Федоровой – главвраче Николаевского областного центра лечения инфекционных болезней; с начала весны это медицинское учреждение на передовой в борьбе с коронавирусной болезнью в области. На момент интервью с Федоровой 75% коек центра были заняты больными, и их число росло. При этом, по словам главврача, все пациенты - тяжелые больные с подтвержденным диагнозом COVID-19: «Рабочий день, бывает, начинается в 3 ночи. Иногда я вообще не иду домой. Ситуацию я не считаю критической. Ведь критическая - это когда у людей паника. У нас паники нет. Нет такого, что мы не знаем, что делать завтра... Мне очень больно смотреть, как истощается персонал. У меня полгода люди без отпусков, без выходных, работают день и ночь. Забыли уже, когда были дома. Мне стыдно смотреть им в глаза».

А как обстоит дело с зарплатами, с надбавками? Какие там надбавки! «Государство выделяет мне 3,5 млн в месяц на больницу, когда мне только на зарплаты надо 5,5 млн. Я сижу и считаю: мне защитную одежду купить или врачам заплатить», - рассказала Федорова. Но, несмотря на жалкие зарплаты, никто из медперсонала не уволился: «Мы сейчас как одна семья. Все друг за друга стеной. Если не хватает рук, то я могу тоже принять участие в проведении манипуляций и, например, с санитарочкой помыть больного». Внимание к защите дает результаты: в медцентре пока не заболел ни один врач, потому что в спецодежде работали с самого начала, даже когда в Николаевской области официально не было ни одного подтвержденного случая COVID-19. При этом автономной системы обеспечения электроэнергией центр не имеет, а он является одной большой реанимацией с соответствующей аппаратурой - легко представить последствия длительного отключения света... Не думаю, что последнее - только николаевское явление. Как и реализация заверений власти в доплате 300% медперсоналу, который борется с COVID-19. Как и дикая напряженность работы персонала: «У нас были случаи, когда медсестры, медбратья теряли сознание прямо в реанимации. И сначала мы находились по три-четыре часа в зоне, когда началась жара - это 40-60 минут, потому что люди действительно теряют сознание». А деньги тем временем у государства есть, и немалые; и человеческие ресурсы тоже...

«Иногда, когда я пишу свои сообщения в фейсбуке, мне пишут, что нет никакой эпидемии и все это выдумки. Почему люди считают, что мы на этом зарабатываем. Как это можно сделать, находясь сутками на работе? Я не знаю, - говорит Федорова. - В последние недели скептицизм к коронавирусу понемногу спадает. Но негативное отношение к врачам остается. Мы не Италия, нам никто не аплодирует, нам ножи в спину тычут».

Возможно, последний вывод врача слишком резкий. А возможно, что и нет - особенно когда перечитаешь сообщение пресс-службы главы государства...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать