Дед Николай
Мои самые дорогие детские воспоминания связаны с зимой. После долгой дождливой осени, когда в селе гулять негде и делать ничего, разве что месить грязь во дворе, в декабре наконец выпадал снег. Отец откидал его с дорожек широкой грабаркой, от чего посреди двора образовывался огромный сугроб, а сами дорожки превращались в лабиринты в снегу.
Я любила декабрь за ожидание сказки. Любила вечером выходить на мороз из теплой хаты, ходить по протоптанным дорожкам и смотреть, как искрится снег. Я знала, что в погребе уже ждет своего часа пахучая сосна - ее ставили ближе к празднику, чтобы не опали преждевременно иглы, а на чердаке стоит ящик со стеклянными новогодними украшениями, завернутыми в газеты, чтобы не побились. Там же ютился в углу завернутый в грубый полиэтиленовый кулек Дед Мороз в ватном полушубке с ободранным носом - мой ровесник. Когда-то у него была палка из прессованного картона, которую почему-то очень полюбили наши коты. Они быстро ее сгрызли, а деду пришлось вручить палку из сухой малинины.
Декабрь - это когда весь месяц смотришь на отрывной календарь и считаешь дни. Черным цветом - будни, красным - выходные. Ждешь, когда мама наконец достанет с чердака ящик с елочными игрушками, и можно будет долго их перебирать, решая, какие повесить в первую очередь, и затем дразнить кошек новогодней мишурой, которые носились за ней, забыв, сколько им на самом деле лет.
В детстве подарки под елку мне приносил Дед Мороз. На самом деле, хотя я с довольно раннего возраста знала, что его не существует, и презенты оставляет не мифические дед, а кладут мои собственные родители, градус сказочности праздника это не снижало. Обычно 31 декабря родители шли куда-то праздновать, и вечер был полностью моим. В соседней комнате бабушка ждала, когда я засну, чтобы положить под елку подарок. Утром я просыпалась и сразу проверяла, что на этот раз передал мне Дед Мороз. Чаще всего он приносил книгу и конфеты. Такая игра, когда все ее участники понимают, что обманывают друг друга, но как раз это и создает магический эффект.
Зима продолжалась, выпадало еще больше снега, можно было кататься на лыжах, а еще лучше - с горки на куске старой клеенки, но в январе и феврале ощущения чуда уже не было. Оно снова появлялось только в следующем декабре.
Святой Николай приходил ко мне лишь несколько раз, да и то - в подростковом возрасте. Клал какие-то конфеты под подушку, и все. Затем оба - и Дед Мороз, и святой Николай - подарки приносить перестали. Я выросла.
Моему сыну пять лет. И подарки к нему тоже несут оба - и святой Николай, и Дед Мороз. Первый кладет в под подушку новогодние пряники и конфеты, второму пишем письма кривыми, одному Деду Морозу понятными, буквами. Когда в квартире уже украшенная елка, сын каждое утро заглядывает под нее, хотя и знает, что подарок появится там только в новогоднюю ночь, обведенную кружочком на календаре.
Для меня неожиданностью было узнать, что именно в Харькове, впервые после запрета празднования Рождества в Советском Союзе, в доме пионеров провели новогоднюю елку, на которой и появился новый герой коммунистической эпохи - Дед Мороз. На самом деле в верованиях наших предков он был не добрым дедушкой, который раздает детьми подарки, а жестоким и безжалостным духом, человеком Зимы. Чтобы задобрить Деда Мороза, наши предки приносили ему в жертву невинную девушку. Писательница Дара Корний в своей книге «Волшебные существа украинского мифа. Духи природы» описывает его как «...невысокого дедушку, розовощекого, с красным носом, с длинной седой бородой, всегда тепло одетого: в белый кожух, белую шапку, белые валенки, белые рукавицы. Он важно ходит по лесам, по полям и поселениям, выстукивая своей палкой. От того стука морозы становятся трескучими, а реки покрываются льдом».
Добрым духом Деда Мороза сделала советская пропаганда, которой очень было нужно устроить для народа какой-то альтернативный Рождеству праздник. И праздник, и его герой прижились, прочно укоренились даже в сознании тех, кто рожден уже после «совка», во времена независимой Украины.
И, хотя Дед Мороз не теряет своих позиций, все более популярным становится другой, действительно добрый новогодний герой - святой Николай, который иногда грозит принести привередам розги, но на самом деле всем приносит подарки. Со дня святого Николая в украинских городах зажигаются новогодние елки, и ощущение грядущих праздников захватывает не только малышей, но и взрослых.
Лично я не готова отказаться ни от одного из этих новогодних дедушек. И святой Николай, который пришел к нам из религиозной традиции, и Дед Мороз, когда навязан советской властью, чтобы вытеснить ту же религиозную традицию, - это образы, знакомые мне с детства. Уже никто не представляет Деда Мороза злым духом, который несет холод и смерть, так же как святой Николай уже стал частью светской, а не религиозной жизни. И праздник - это скорее состояние души, чем внешние атрибуты. Давайте дарить своим детям - и себе тоже - сказку, новогоднее чудо, и пусть помогут нам в этом святой Николай и Дед Мороз.