Перейти к основному содержанию

День национального недоразумения

«31.10—06.11.2014»
06 ноября, 17:08

За последний год украинцы на собственном скорбном опыте узнали, что нации сплачивает не только единство ценностей, но, подчас, и общий враг. Как некогда 13 английских колоний спаяла в единую американскую нацию Война за независимость, так и сегодня, до того вяло барахтавшийся в последе УССР украинский проект перед угрозой российской оккупации начал вставать на ноги. Увы, не имея национального проекта подобного американским Декларации независимости и Конституции, очертившим общий взгляд на будущее страны на столетия вперед, наш общий взгляд на будущее возрождающейся украинской нации едва ли простирается далее победы над общим врагом.

•  Россия же лепила свой национальный проект иначе. Не имея врага реального, утратив ценностные ориентиры советского общества и не приобретя взамен новых, врага себе стоило выдумать, подчас обращаясь для этого к историческим событиям, отстоящим от современности на целые столетия. Ленинская еще концепция страны во враждебном окружении, с небольшими изменениями просуществовавшая до самого развала СССР, и сейчас продолжает довлеть над российскими идеологами, навязавшими, в конце концов, стране обновленную версию национального мифа, основанного на многовековом наследии исторических обид и кровавого за них возмездия.

В этот вторник Россия в девятый раз отметила День народного единства. Когда в 2005 году, сразу после первого украинского Майдана, в Москве ударными темпами запустили до того простаивавший проект «Русского мира», День народного единства стал, наряду с «георгиевской лентой», первым кирпичом его фундамента. Он до сих пор остается излюбленным детищем тогда еще митрополита Смоленского и Калининградского, а сегодня Патриарха РПЦ Кирилла. Именно он в качестве председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата стал идейным вдохновителем введения нового праздника, призванного заменить еще и в 2004 году остававшийся выходным день 7 ноября, который к этому времени стыдливо прикрыли ветошкой «Дня согласия и примирения». Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа, вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

•  Да вот беда, плохо переваренная в голове вчерашнего кагэбиста каша из «Краткого курса истории ВКП(б)» и «Краткого курса истории РПЦ» стала причиной крупного конфуза. Ополченцы Минина и Пожарского взяли Китай-город по действовавшему тогда в Московии юлианскому календарю 22 октября, а по введенному несколькими десятилетиями ранее в некоторых странах Европы григорианскому — 1 ноября. Да и польский гарнизон Кремля капитулировал и сдался не 4 ноября по григорианскому календарю, а 26 — 27 октября (5 — 6 ноября)... Так что же празднует Россия 4 ноября? Лежащей на поверхности причиной празднования Дня народного единства именно 4 ноября является... обыкновенное невежество авторов законопроекта. Вы уже замечали, наверное, что, те, кто громче всех кричит о защите русского языка, едва ли в состоянии грамотно писать и говорить на этом языке, а тот, кто рвет рубаху на груди против переписывания истории, на самые элементарные вопросы из области истории отвечает по-одесски вопросом: «Шо?» Так вот, когда в 2004 году писали обоснование учреждения нового праздника, пусть об этом и не упомянули в документе, его приурочили не ко дню взятия Китай-города, а к празднованию Русской православной церковью Дня Казанской иконы Божьей Матери, согласно сложившемуся много позднее мифу, якобы покровительницы ополчения Минина и Пожарского.

•  Напомню, с октября 1610 года столица Московского царства была занята польским гарнизоном, а посольство бояр в Варшаве обсуждало с польским королем Сигизмундом III условия, на которых московским царем станет его сын Владислав. В начале 1611 года к Москве подступило Первое ополчение, составленное из дворян и казаков. Именно к этому Первому ополчению и прибыла впервые копия до того безвестной Казанской иконы Божьей Матери. Как повествует летопись, дворяне приняли ее стоя на коленях, а казаки, не сходя с коней, высмеяли их, и забросали... назовем это грязью. После первого столь чудесного проявления «национального единства» и чудотворного воздействия иконы, она вскорости была перевезена в Ярославль, где и попала в руки ополчения Минина и Пожарского. Впрочем, и тут она не явила никаких чудес, а князь Пожарский, посчитавший эту икону своей личной покровительницей, после воцарения первого царя из рода Романовых выхлопотал только утверждение ее местного почитания и строительство небольшой церквушки на Лубянке. Впрочем, десятилетие спустя князь Пожарский, готовя новую войну с поляками с целью возвращения под власть Москвы Смоленска, сделал икону Казанской Божьей Матери вдохновительницей реванша над поляками и на свои средства начал строительство на Красной площади Казанского собора, куда позднее и перенес икону.

•  Когда 22 октября 1649 года (в тот же самый день, что и взятие Китай-города в 1612 году) у царя Алексея Михайловича родился первенец, как он считал, не без покровительства иконы Казанской Божьей Матери, и было решено учредить общероссийский праздник в честь этой иконы, в последующие десятилетия войн с Речью Посполитой за Украину, вобравший в себя всю мифологию московско-польского противостояния предыдущих столетий. Праздник этот с веками, уже в Российской империи, приобрел статус не только церковного, но и государственного, и официально был выходным днем. С каждым новым веком юлианский календарь отставал от григорианского на еще один дополнительный день, и в 1918 году, когда он, наконец, был упразднен, 22 октября по юлианскому календарю стало 4 ноября по календарю григорианскому. И именно этот праздник, учрежденный некогда в честь рождения первого сына московского царя, а не реальная дата освобождения Москвы от польских оккупантов, и стал в сегодняшней России Днем национального единства. Негласно идея нового общенационального праздника была инициирована как замена 7 Ноября, и замена эта удалась во всех смыслах. Как и 23 февраля в День Красной армии и флота, вопреки сложившемуся во второй половине 30-х мифу, в 1918 году не было одержано никаких побед над немцами, так и 25 октября (4 ноября) 1612 года не было одержано никаких побед над поляками. Традиция жива!

Так уж случилось, ко дню 4 ноября приурочены и другие, вполне реальные и близкие царящей в сердцах сегодняшних лидеров России идеологии реванша исторические события, — словами Владимира Путина «ответные шайбы» России в ворота Польши и западного мира. 4 ноября 1794 года войска генерала Александра Суворова взяли предместье Варшавы — Прагу, где вырезали 21 тысячу мирных жителей. Печальная параллель с полузабытой победой Минина и Пожарского над поляками 1612 года. В 1956 году в этот же самый день началась печально известная «операция «Вихрь»», — вторжение советских войск в Венгрию, жертвами которого стали более двух с половиной тысяч мирных граждан. А 4 ноября 1979 года, уже в столице Ирана Тегеране, беснующаяся толпа исламистов захватила американское посольство. Именно тогда, в 1979 году, родилась и до сего дня главная угроза мировому порядку, осознанная США лишь после террористических актов 11 сентября 2001 года, — современный исламский фундаментализм. Воинствующий антиамериканизм иранских революционеров, пощечины, которые раз за разом с того самого дня исламисты давали Америке на мировой арене и даже в самих США, все это стало добрым знаком надежды и примером для подражания для нарождающихся православных фундаменталистов в сегодняшней России.

•  Впрочем, ошибка с датой празднования сыграла с новыми российскими мифотворцами злую шутку. Первенец тишайшего Алексея Михайловича Дмитрий Алексеевич, в честь которого и был учрежден три с половиной века назад нынешний праздник 4 ноября, не прожил и года. 4 ноября 1708 года гетман Украины Иван Мазепа, отринув идею единства «Русского мира», открыто перешел на сторону шведского короля. А 4 ноября 2014 года, в День национального единства на улицах Москвы прошли два разных митинга, — тех, кто требовал возмездия врагам России, и тех, кто требовал от властей России перестать этих врагов создавать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать