Дереш написал роман года
Возможно, это только у меня создалось такое впечатление, но казалось, что выход нового романа Любка Дереша «Там, где ветер» прошел незамеченным. Опять же, возможно, издательство не организовало никаких промоактивностей, а сам писатель не слишком бойко рассказывал о своей новой книге потенциальным читателям, но по крайней мере в моем пузыре фильтров о новинке от Дереша говорилось мало. Основные премии также обошли ее вниманием. И, на мой взгляд, совершенно зря.
Ведь Любко Дереш написал очень зрелый, целостный, полифонический роман. На первый взгляд автобиографический – но только до той степени, насколько все книги писателей являются автобиографическими. Это тонкая грань между игрой с читательской осведомленностью и письмом как методом собственной психологической терапии. В конце концов, творчество – это сублимация, в том числе и личных страхов и травм, не правда ли?
О чем книга? Если коротко, то о том, как из серой аморфности наконец-то рождается новая сознательная Украина. Или совсем не об этом, а наоборот – о пьяных маргиналах, которым все безразлично. О молодежной рок-группе «Придурки», которой хорошо удаются только каверы, потому что собственного голоса, собственного естества эти дети боятся. Об чувстве братства, которое может быть банальным инстинктом стадности. О наивной Алисе в стране Чудес, знающей потаенные тропы, ведущие между минными полями вокруг Мариуполя.
По сюжету молодой писатель Макс Тарнавский, который обладал в прошлом культовым статусом, а ныне пребывает под остракизмом широкой общественности, потому что в свое время не поддержал публично Майдан (и не отрицал его – просто не поддержал) и никак не откликнулся на начало войны, решает отправиться в тур по Украине с молодой рок-группой «Придурки». Чтобы написать гонзо-репортаж, но также и для того, чтобы снова стать на ноги и вернуть себе благосклонность общества. Отстоять свое право быть иным, особенным, иметь другое мнение и линию поведения – или же самому от всего этого отказаться. Словом, поехать из одного конца страны в другой, чтобы найти себя.
Но это роман не только об Украине, о наших околовоенных темах и проблемах; эта книга, в хорошем смысле, глобальная, ведь один из основных вопросов, поднимаемый автором, – проблема так называемой cancel culture, культуры отмены. Феномена последнего времени, когда на человека – по реальному или надуманному поводу – может политься поток ненависти и осуждения со стороны общества (чаще всего – неизвестных пользователей социальных сетей), сопровождающийся крахом карьеры такого человека, последствиями для его бизнеса или творчества, а затем и глубоким внутренним кризисом. Частично это средневековое поведение масс мы наблюдаем во время так называемых «срачов» и травли менее или более публичных людей. Дереш спрашивает: имеют ли право люди (масса) требовать от другого человека, чтобы он мыслил и действовал так, как они? Где кончается солидарность и начинается концлагерный режим «уравняловки»? Что такое свобода личности и творчества?
Кроме всего прочего, помимо важных тем и культурных аллюзий, философских подтекстов и «второго дна», это еще просто хорошо написанный текст. По-моему, лучший – на сегодняшний день – роман Любка Дереша, книга года – все равно, 2021 или 2022-го. Книга, которую приятно и интересно читать. Добрая литература. А такие книги, в принципе, и не нуждаются в каких-то особенно громких промокампаниях, ведь их советуют друзьям и передают из рук в руки. Я – советую.