Перейти к основному содержанию

Детская культура: самоценная составляющая человеческой жизни

08 января, 13:26

Рождественские дни — это такое время, когда текущие события, при всей их важности, отодвигаются в сознании на задний план, когда возникает внутренняя потребность осмысливать и артикулировать (если на исконном украинском, то «ословлювати») если не вечные и пожизненные, то, по крайней мере, «тихие» стратегические проблемы. Одна из таких проблем — это проблема бытования, воспроизведения и развития детской культуры.

Обычно, когда говорят о детской культуре, то называют такие ее составляющие, как детская литература, детские творческие коллективы, детский театр и т. п. Между тем это будет, по существу, художественная культура для детей, созданная взрослыми, или, в лучшем случае, под непосредственным руководством взрослых и в определенных ими рамках. И это понятно: ведь без помощи взрослого даже ребенок, овладевший основами техники рисования или нотной грамотой, не способен выйти на те просторы, которые характеризуют профессиональную культуру; нечего и говорить, что юный Моцарт, несмотря на весь свой талант, не стал бы юным гением без руководящей руки своего отца. А победители конкурса «Голос. Діти» никогда не стали бы кумирами миллионов телезрителей, если бы с ними не работали, если бы их неоспоримые таланты не отшлифовали их звездные тренеры, и прежде всего — Тина Кароль, которая обладает уникальной способностью не только выращивать таланты, но и создавать в своей команде атмосферу дружбы.

Другое дело — подросток. В этом возрасте (обычно речь идет о 12-15 годах) человек уже способен самостоятельно или почти самостоятельно, чаще всего в команде юных талантов, продуцировать феномены «высокой» культуры (которые относятся и к искусству, и к науке), общаться как с миром «взрослой» культуры, так и со своими сверстниками. Дело тут не только в самом по себе возрасте, но и в ведущей доминанте поступков, том стержне, на который «нанизываются» все поступки. Если у ребенка почти всегда такой доминантой выступает игра в той или иной форме, то у ребенка — приключенчество. Если в детской игре (если его не загоняют в нужные им рамки взрослые) самоценным выступает сам ее процесс, то в подростковом приключении — не только процесс, но и результат, определенная фиксация приобретенного. А культурный процесс невозможен без создания определенных явлений, законченных и совершенных «слепков» с внешнего и внутреннего миров человеческого бытия.

Однако существует в детской культуре и целый пласт, созданный собственно детьми при наименьшем участии взрослых. Обычно о нем забывают, когда говорят о детской культуре, а между тем это то, без чего процесс человеческой социализации невозможен. Это — детский фольклор и детские ролевые игры. Они возникают и меняются внутри самого детского сообщества и передаются от старших детей к младшим без участия или почти без участия взрослых. Это — анонимные произведения, поскольку детское «я» еще не настолько самодостаточное, чтобы пытаться утвердить свое авторское самолюбие, более того — ребенок обычно стремится спрятаться за обобщающее «мы», по традиции, за якобы вымышленное где-то и кем-то, даже если речь идет о его собственной новации. Что не мешает детям менять и транслировать в будущее явления собственно детской культуры.

Но при этой трансляции возникает специфическая проблема. Если феномены взрослой культуры, даже фольклорные, могут быть запечатлены в тех или иных материальных носителях информации и после какого-то времени имплантированы в живую ткань культуры (как, скажем, произошло со всем, органично связанным с на время практически удаленным из живого общения языком иврит), то детскую культуру запечатлеть, конечно, можно (как это сделал в книге «От 2 до 5» выдающийся русский писатель и филолог Корней Чуковский), а вот оживить — вряд ли, потому что это уже будет для детского восприятия культура, идущая от взрослых, со всеми последствиями этого.

Сугубо детская культура, или, точнее, возрастная субкультура передается только в живом общении детей. И потеря или уменьшение объемов такого живого общения, которое в дополнение к общей «атомизации» жизненных процессов в последние десятилетия существенно вытесняется общением с компьютером или — в лучшем случае — со сверстниками при посредничестве компьютера — это не просто какие-то жизненные трудности, которые можно будет как-то преодолеть или компенсировать, а настоящая социокультурная катастрофа, последствия которой мы себе вряд ли можем представить. Ведь детство — это не «подготовка к жизни», как нередко считают, это самоценная и очень важная составляющая этой жизни, без значимости которой все остальное может утратить смысл, — и этим, собственно, все сказано.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать