Перейти к основному содержанию

Достоинство или гордость

или Почему воскресный «гей-прайд» не станет шагом к пониманию

«Марш Равенства Киев Прайд-2016», как называют его организаторы, в этом году имеет все шансы снова завершиться масштабными столкновениями - ряд общественных организаций уже пообещали его сорвать. Как известно, все предыдущие попытки провести аналогичное мероприятие в столице терпели неудачу именно из-за протестующих, которых нередко было больше, чем самих участников «марша». Однако представляется, что организаторов это отнюдь не волнует. Провозгласив официальным лозунгом мероприятия призыв «Безопасность человека - развитие страны», они позиционируют его как своеобразный тест на профпригодность для силовых структур, в частности для новой патрульной полиции. И, с юридической точки зрения, правда целиком на их стороне. Конституция гарантирует гражданам Украины право на мирные митинги и собрания, а обязанность правоохранительных органов заключается в том, чтобы обеспечить реализацию этого права.

В то же время все остальные потенциальные последствия проведения в Киеве «прайда» его сторонники, очевидно, не хотят принимать во внимание или же расценивают их как приемлемую цену. Нет сомнений, что столкновения во время мероприятия будут использованы против имиджа страны за рубежом - вряд ли наши «доброжелатели» на международной арене проигнорируют возможность акцентировать внимание на «дикости» и «гомофобности» Украины. Однако гораздо важнее другое - «однополый марш» непременно станет предпосылкой для очередного разлома внутри самого украинского общества. И это во время войны, когда ежедневно получают ранения и гибнут наши военные и когда страна так нуждается в сохранении солидарности, по крайней мере в среде государственных сил.

Зато вы, уважаемые представители ЛГБТ-сообщества, требуете «гей-прайд» - сегодня, в Киеве, и пусть только кто-то попробует помешать... Представляется, что такая позиция обусловлена несколько искривленным видением социальной реальности. Ваша борьба направлена не против «кучки праворадикалов». Сейчас в украинском обществе в вопросе отношения к альтернативным сексуальным ориентациям существует консенсус и, к сожалению или к счастью, он - не в вашу пользу. Имейте смелость признать это.

Разговор о признании ЛГБТ - это разговор о понимании общественной нормы. Здесь следует уточнить, что трактовка обществом однополых отношений как девиации не может быть оправданием для притеснений или преследований. Впрочем, как и любое другое нежелательное, с точки зрения общественной морали, поведение - за исключением тех случаев, когда оно ограничивает права и свободы других граждан. Жизнь неженатого, бездетного тридцатилетнего мужчины также сложно согласовать с представлением об общественной норме, но это - не повод лишать его социальных гарантий или работы. Тоже самое и с ЛГБТ. Действующее законодательство в большей или меньшей степени ужесоответствует этому принципу - проблема скорее в выполнении его требований. Если же хотите большего, хотите однополых браков (а брак - это прежде всего признание отношений обществом!), хотите права на усыновление детей - тогда должны добиваться изменения общественной нормы.

Такое изменение требует больших усилий и убедительных аргументов, которые бы побуждали общество пересмотреть свои взгляды. В то же время в нынешней риторике отечественных ЛГБТ-активистов найти их непросто. Большинство заявлений имеет откровенно конфронтационный (в частности, антирелигиозный) характер. Если ты нас не поддерживаешь, ты - «ретроград», «деревенщина» или вообще «психически больной», или даже «ватник»! Вместе с тем свою позицию они называют «прогрессивной», «демократической», «европейской». Не слишком похоже на защитников равенства и терпимости к мнению другого, правда? Но самое важное, что все это - трудно назвать аргументами.

Вопрос о том, вытекает ли признание ЛГБТ как общественной нормы из понимания демократии или концепции прав человека, которые рассматриваются сейчас как общепринятый нравственный идеал, - это вопрос дискуссионный и широко дискутируемый, в частности и среди западных интеллектуалов. В рамках небольшой статьи анализировать аргументы в этих спорах не представляется возможным. Однако для большей полноты картины возьмем во внимание хотя бы тот факт, что предпосылки современной концепции прав человека можно найти еще в философии Фомы Аквинского, где ни о каких однополых браках, разумеется, не было речи. Нет о них упоминания и в более поздних документах, например в принятой в 1948 году Всеобщей декларации прав человека. В то же время там есть другой пункт: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». К слову, в большинстве стран Восточной Европы, на Балканах однополые отношения до сих пор не признаются на юридическом уровней. В соседней Варшаве первый «гей-прайд» удалось провести только в 2008 году.

Свидетельствует ли все это о том, что общественная норма не может быть пересмотрена? Безусловно - нет. Однако вряд ли показательный «прайд», проведенный в столице вопреки общественному мнению, с участием немыслимого количества силовиков станет шагом в этом направлении.

Представляется, что ЛГБТ-сообщество не настроено на диалог с обществом (с реальным обществом, а не с тем, которое оно изобразило в своем воображении). Показательно в этом контексте также название воскресного мероприятия. В прессе его иногда называют «маршем достоинства» (очевидно, по аналогии с Революцией Достоинства), но сами организаторы, вслед за подобными движениями за рубежом, более склонны употреблять понятие pride - то есть гордость. Отличие здесь - принципиальное. Этическая концепция достоинства имеет эгалитарную природу, в ее основе лежит представление о том, что достоинство присуще каждому человеку - независимо от социального статуса, пола, национальности и т.п.Вместе с тем «гордость» акцентирует внимание на различии, то есть на особом социальном статусе, которого требуют для себя ЛГБТ-активисты. Здесь приходит в голову другая неприятная аналогия, whitepride и blackpride - лозунги, которые используют белые и черные националисты в Америке, чтобы подчеркнуть свою расовой идентичности. Как говорится, почувствуйте разницу...

Показательная конфликтность, желание идти напролом и неготовность честно говорить с обществом наталкивают на мысль, что нынешний виктимный статус вполне удовлетворяет многих «ЛГБТ-активистов», для которых такая «деятельность», надо признать, уже давно превратилась в профессию. Подчеркиваю - речь идет именно об «активистах», а не всех тех, от чьего имени они позволяют себе выступать.

Роман ГРИВИНСКИЙ, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать