Перейти к основному содержанию

Другой Белград

24 сентября, 15:00

Безграничные поля кукурузы, одинаковые, пожелтевшие и плоские, внушали сомнения, что где-то там все же есть Белград. Десятки хищных птиц охотились за толстыми кукурузными мышами, а мы засыпали от однообразной жары пейзажей. И вдруг лоскутами начали появляться заброшенные заводы и фабрики, выбитые окна которых напоминали забытые пролетарские мечты этих краев.

Перед путешествием в Сербию я сопротивлялась. Среди десятков стран, где еще не бывала и куда хотела бы попасть, Сербии не было. Не было ее в двадцатке, тридцатке и сороковнике таких стран. Если бы я была героиней комикса, то вокруг меня стоило бы нарисовать несколько мыслей-облаков и каждое было бы со своим стереотипом внутри - Балканские москали, газпром и лукойл, совок и сувениры с путиным. Последние действительно есть, рядом с матрешками, которые еще недавно продавали и на Андреевском спуске.

Белград огромный. Первый же таксист шутил, что именно здесь и живет вся Сербия. Простим ему столичный шовинизм, присущий многим не до конца реализованным гражданам. Еще простим ему вопрос, не из Москвы ли мы случайно, потому что на том и закончились все мои сербские стереотипы. В действительности за всеми российскими сантиментами стоит полное незнание России. Такое глубокое, что украинцам бы еще позавидовать. Они не знают российских новостей, актеров, не слушают их попсу и часто уверены, что Украина уже давно в Евросоюзе. Россия для них такая далекая православная империя, которая помогает с газом и разделяет международные настроения. Но там не русский мир и, по-моему, - это главное.

Белградская крепость, та, которая и дала название городу своим белым камнем, стоит в лучшем из возможных мест. Недаром тысячелетиями самые мощные армии мира выбирали ее своим форпостом между двух теплых рек – Дуная и Савы. Во время первых украинских холодов на самом ее верху не было ни ветра, ни прохлады. Мы смотрели вниз на набережную, пешеходов, мелкие катера и фиолетовые волны, когда неожиданно под стенами появился кот. Остановился, выгнулся и прыгнул в траву, чтобы через мгновение уже пережевывать толстую мышь. Как и тысячи лет назад, когда римские легионеры смотрели вниз, на фиолетовые волны двух теплых рек.

Белград и не совковый, и не российский, и не совсем славянский, и кто знает как балканский. Белград другой. Все, что мои глаза надеялись увидеть, - оказалось другим, даже цвет камня, из которого строят дома, или оттенок асфальта на широких проспектах. Это уже другая часть мира, не чужая и не родная, очень древняя и очень живая. Жизнь здесь бурлит везде - в водах и на улицах, в кукурузных полях вокруг и прибрежных кафе, в транспорте и магазинах, в тенях и людях.

Анна ДАНИЛЬЧУК, фото автора

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать