Годовщина «металлоломной пошлины»: есть ли прием против «лома»?

В сентябре исполнится год с момента, как парламент увеличил сроком на один год пошлины на экспорт металлолома из Украины до 30 евро/т. Попробую ответить на 9 распространенных вопросов об этой инициативе.
Почему ввели?
Причиной стал рост дефицита металлолома на внутреннем рынке из-за падения объемов его заготовки. Это происходило в условиях растущих объемов экспорта. В течение 2013-2015 гг. он вырос в четыре раза - с 0,3 до 1,2 млнт. Как следствие, за последние пять лет объемы заготовки металлолома в Украине уменьшились более чем вдвое - с 7,5 до 3, 5 млн т (рис. 1). Недопоставки украинским металлургам привели к сокращению производства стали в Украине в 2013-2015 гг. с 33 до 23 млн т в год.
Сработали ли пошлины?
Благодаря повышению экспортной пошлины в противовес ослаблению квотных ограничений уже через три месяца прошлого года удалось переломить негативную тенденцию потери металлолома. Так, в 2016 году было экспортировано 277 тыс. тонн лома черных металлов, что практически в пять раз меньше, чем в 2015 году. Это позволило увеличить внутренние поставки с 3,1 млнт в 2015 году до 3,2 млн т в 2016-м. Такой незначительный рост связан с продолжающимся процессом уменьшения объемов заготовки.
Что бы произошло, если бы экспортная пошлина осталась на уровне 10 евро/т?
Внутренние поставки упали бы как минимум на четверть по сравнению с предыдущим годом. А это около 2, 3 млн т. Таким образом, поднятие вывозной пошлины на лом черных металлов до 30 евро/т позволило избежать катастрофического роста дефицита металлолома в прошлом году. Металлургии частично удалось оправиться от предыдущих падений.
По оценкам Укрпромвнешэкспертизы, увеличение объемов внутренних поставок лома произошло в связи с фактическим отсутствием альтернативы в виде поставок на экспорт. Производство стали при этом выросло на 6,3% по итогам 2016 года, достигнув около 23 млн т (рис. 2).
Достаточно ли этого?
Однако ситуация в целом для металлургов остается неблагоприятной. Так, в 2016 году импорт металлолома составил 43,2 тыс. т, тогда как в 2015 г.-4,7 тыс. т. Украинские металлурги были вынуждены наращивать закупку лома из внешних источников. В прошлом году общие потребности заводов в привозном ломе составили 3,9 млн т, тогда как поставки без импорта достигли лишь 3,2 млн т. Очевидно, дефицит вырастет на фоне обострения политической ситуации и решения об экономической блокаде ОРДЛО.
Остались ли резервы металлофонда?
Резервы металлофонда в Украине сохраняются и остаются довольно значительными. Суммарный его объем включает около 600 млн т металла, 65% которого составляет полностью изношенный металл, подлежащий замене. Однако отсутствие инвестиций в обновление основного капитала страны не позволяет получить потенциально существующие объемы металлолома.
Что произойдет в сентябре 2017 года?
Заблаговременный возврат ставки экспортной пошлины с 30 до 10 евро/т разрушит тот хрупкий баланс на внутреннем рынке металлолома. Поэтому в интересах Украины продолжить действие экспортной пошлины на лом в размере 30 евро/т.
Это будет способствовать детенизации рынка, увеличению инвестиций в обновление основного капитала, росту производства на металлургических предприятиях. При условии, что рынок перестроится, потребность в сохранении высокого экспортной пошлины на лом черных металлов со временем ослабнет и потеряет свою актуальность. Однако обеспечить сдвиг в течение года невозможно. Поэтому продолжение действия экспортной пошлины на металлолом в размере 30 евро/т остается объективной необходимостью.
Какие еще есть сценарии?
Для оценки перспектив сохранения в Украине действия пошлины Государственный научно-исследовательский институт информатизации и моделирования экономики провел экономико-математическое моделирование с помощью инструмента GTAP. При моделировании рассмотрены три сценария:
1) возврат к экспортной пошлине на лом в 10 евро/т;
2) сохранение экспортной пошлины на лом в 30 евро/т;
3) повышение пошлины на лом до 35 евро/т (рис. 3).
Результаты показали, что продолжение действия пошлины в среднесрочной перспективе в сочетании с мерами по преодолению дефицитности лома приведет к снижению годовых объемов экспорта почти вдвое - на 49,3%. Объемы внутренней заготовки металлолома повысятся на 57,1%. Перераспределение высвобожденных ресурсов в пользу металлургии позволит увеличить внутреннее производство черных металлов на 2,8%, продукции машиностроения - на 0,43%. Сохранение ставки пошлины на уровне 30 евро/т в противовес базовой ставке в 10 евро/т позволит увеличить поступления в государственный бюджет на 1,8 млндолл. США, даже несмотря на падение экспорта лома. Налоговые поступления от роста объемов промышленного производства увеличатся на 9,3 млндолл. США.
А как у них?
Во многих странах мира, где развит сектор черной металлургии, действуют разного рода ограничения на экспорт металлолома. С августа 2016 года Казахстан ввел полный запрет на экспорт лома черных и цветных металлов. В Китае установлена адвалорная экспортная пошлина в размере 40%, Индии, Пакистане, Иране-на уровне 15-30%.
Украинская пошлина на уровне 30 евро/т составляет менее 15% рыночной стоимости лома. То есть наши пошлины достаточно умеренны по сравнению с другими странами. Если рассматривать ситуацию в мире в целом, то, по данным Глобального мониторинга мероприятий, влияющих на международную торговлю (GlobalTradeAlert), начиная с 2010 г., разными странами мира введено 25 мер, ограничивающих или полностью запрещающих экспорт металлолома. При этом никаких торговых споров в рамках Всемирной торговой организации эти меры не спровоцировали.
Почему ВТО не реагировала?
Это связано с тем, что международное торговое право ВТО позволяет вводить такие меры при определенных условиях и в соответствии с установленной процедурой. Нормами ВТО предусмотрены механизмы внедрения мероприятий с целью предотвращения критического дефицита сырья и в условиях усиления негативного влияния непреодолимых обстоятельств. В частности Положения статей XI:2(а) и XI:2(b) ГАТТ (предусматривают возможность запрета или ограничения экспорта, которые временно применяются с целью предотвращения появления или послабления уже существующего критического дефицита пищевых продуктов или других товаров, имеющих большое значение для экспортирующей стороны).
Также согласно статье XX(і) ГАТТ, в случае чрезвычайных обстоятельств в международных отношениях и с целью обеспечения защиты существенных интересов своей безопасности страны-члены ВТО могут вводить временное ограничение экспорта материалов, необходимых для обеспечения достаточного количества таких материалов для отечественной перерабатывающей промышленности, при условии, если это не приведет к росту экспорта соответствующей продукции перерабатывающей промышленности.
Очевидно, проведение АТО и оккупация значительной части территории Украины является чрезвычайным обстоятельством в международных отношениях и требует обеспечения защиты экономических интересов. Обеспечение отечественного металлургического сектора ломом внутренней заготовки приобретает стратегическое значение в условиях необходимости бесперебойныхпоставок металлопродукции по доступной цене для нужд военно-промышленного комплекса, тяжелого машиностроения и развития инфраструктуры.