Перейти к основному содержанию

Гордость Герострата

«10–15.01.2021»
14 января, 19:45

Долгие годы украинцы тешили себя тем, что в Европе есть нации и победнее. Первый зарубежный визит новоизбранного президента нашего юго-западного соседа Майи Санду в Киев совпал по времени с совместной пресс-конференцией представителей молдовского Минздрава и местного офиса ВОЗ, сообщивших, что, начиная с февраля, всех граждан Молдовы поэтапно бесплатно привьют самой высокотехнологичной и эффективной из разработанных на сегодня вакцин производства американской компании «Pfizer». Еще совсем недавно, всего 3 недели назад, и. о. министра здравоохранения Виорика Думбревяну называла ее «недостижимой мечтой для Молдовы». Что за столь короткий отрезок времени в Молдове изменилось? Нууу... Во-первых, поменялся президент. А что Украина? А Украина между тем не гонится за «недостижимыми» мечтами. Где-то весною не всем, только нескольким миллионам избранных «посчастливится» всего-то за каких-то 504 гривны за дозу (если, конечно, не изменится курс гривны, осторожно уточняет посредник) уколоться созданной для третьего мира китайской вакциной «CoronaVac», чья эффективность в ходе испытаний за пределами Индонезии и Китая оказалась чуть выше минимальных стандартов принятых ВОЗ — на уровне 50,6—65%.

Впрочем, с выбором вакцины оказалось еще полбеды. Объективности ради, не только по уровню благосостояния населения и коррупции политической элиты страны уровня экваториальной Африки, но та же Турция, с оглядкой на 82-х миллионное население, не стала дожидаться милости от «Pfizer», и тоже закупила вакцину «Sinovac Biotech»... И не где-то весной, как Украина, а прямо сейчас, пока я пишу, а вы читаете эту колонку, начинает массовую вакцинацию (при этом не отказываясь от намерения закупить «Pfizer» в ближайшем будущем). Напомню, чтобы начать вакцинацию в середине января Турция подписала соглашение с китайцами о поставках «CoronaVac» в ноябре (немало потроллив при этом россиян с их «Спутником»). И снова, а что Украина? Еще в середине лета, 25 июля на интернет страничке Офиса президента Украины украинцев торжественно заверили, что Владимир Зеленский взял под личный контроль, чтобы Украина была в числе первых стран, закупивших вакцину против COVID-19. Вот только первые сообщения о переговорах Украины о поставках вакцины (как и деньги на закупку) появились ... под Новый год, в декабре. Так как же так получилось, что, несмотря на благие намерения и личный контроль президента, Украина заняла место в самом конце очереди?

Скоро исполнится ровно год, как мы раз за разом задаемся такими вопросами. Как, казалось бы не позже других европейских государств на словах начав подготовку к пандемии, Кабмин тогда еще Гончарука не предпринял ровным счетом ничего, пока отзывчивые на сулящий невиданные барыши ажиотажный спрос дельцы не вывезли из страны практически все средства индивидуальной защиты? Как в апреле, уже после оглашения результатов тендера на пошив комплектов индивидуальной защиты, когда победитель украинское предприятие «Текстиль-Контакт» уже закупило материалы и начало работы, Минздрав выставил дополнительное техническое требование в интересах другого сомнительной репутации поставщика? Или как получилось, что в протокол лечения COVID-19 в Украине были включены мягко говоря не рекомендованные ВОЗ медицинские препараты? (И это только два из многих примеров многомиллионных махинаций на закупках средств защиты и фармпрепаратов в течение прошлого года). Как Кабмин уже Шмыгаля, на словах чуть ли не с конца весны 2020 готовясь к приходу второй волны, якобы опираясь в своих действиях на разрекламированную им математическую модель развития пандемии, до середины осени, пока вторая волна не поднялась вдвое выше первой, не предпринял ровным счетом ничего для обеспечения больниц оборудованием и кислородом?

Так что, стоит ли удивляться тому, что к переговорам о закупке вакцины Украина подошла лишь тогда, когда другие страны уже заканчивали клинические испытания. Министр здравоохранения Украины Максим Степанов все это время решал совсем другие задачи, слабым отголоском которых в медиа стал его конфликт с государственным предприятием «Медицинские закупки Украины», вроде бы уполномоченным вести от имени государства переговоры о закупке лекарственных препаратов и вакцин за рубежом. Как оказалось, вопрос был не столько в сроках и/или качестве приобретаемой вакцины, сколько в том, чтобы выделенные на это миллиарды прошли через правильные желательно частные (одна буква, а какая огромная разница!) руки, руки владельца группы фармпредприятий «Лекхим» Валерия Печаева. Для этого пришлось искусственно затянуть вопрос выделения денег, подправить одни (следите за руками, последний штрих, позволяющий на время пандемии закупать вакцины без соблюдения тендерных процедур, внесли в Постановление Кабмина №225 только 20 декабря) и наплевать на другие ведомственные инструкции и законы.

10 января со свойственной его команде пиарщиков грацией слона в посудной лавке на своей странице Instagram президент не без геростратовой гордости за «проделанную работу» констатировал провал медицинской реформы: «Медицинская реформа, начатая предыдущей властью, не состоялась. А принцип «деньги ходят за пациентом» не введен». Через несколько дней, вынужденная чтобы смягчить негативный эффект выступить с разъяснениями, заместитель руководителя Офиса президента Украины Юлия Соколовская заверила, что реформа будет продолжена, но так, чтобы преодолеть по ее словам (что бы это ни значило), «искусственное противопоставление интересов пациента и врача». Вместо них, если судить по действиям нынешнего министра здравоохранения Максима Степанова, на первый план, как и прежде, вышли интересы фармацевтической мафии. Наряду с кланом Коломойского-Боголюбова, одни из акционеров политического проекта «Владимир Зеленский», они конвертировали дивиденды в сворачивание ненавистной им медицинской реформы, и без пандемии сулящее им на госзакупках прежние многомиллиардные барыши.

Если эффективность вакцины «CoronaVac» окажется ниже 70%, Украине вернут деньги, — стоило только СМИ обнародовать результаты клинических испытаний в Бразилии, поспешил успокоить украинцев Максим Степанов. Представляете, на дворе апрель, а нам нужно начинать искать вакцину по новой... Впрочем, с появлением в схеме закупки «Лекхима», о недостаточно высоких официальных цифрах эффективности китайской вакцины в Украине можно не переживать. Цифры не суть, лишь бы правильным людям поступали оговоренные суммы.

UPD: За сутки, что прошли между написанием и публикацией этой колонки, по теме появилось несколько важных новостей, которые я уже не смогу внести в газету, но о которых могу упомянуть здесь.

Во-первых, Минздрав, потянув одеяло с уполномоченной государственной компании на частный "Лекхим", сорвал переговоры о закупке американской вакцины от Novavax NVX-CoV2373 производства индийской Serum Institute of India PrivateLimited (SIIPL). И дело даже не в намного меньшей цене (84 гривны вместо 504 за дозу), а в том что вакцина Serum, в отличие от китайской и российской, высокотехнологична (как Pfizer и Moderna не содержит живую культуру), но при этом менее требовательна к условиям хранения...

Во-вторых, как только запахло жаренным, Степанов вбросил слух, что в будущем, чтобы исключить коррупционную составляющую, Минздрав намерен закупать вакцины через международного оператора - британскую компанию "Crown Agents". Дело тут даже не в комиссии около 5%, бог с ней, нечистоплотные чиновники обходятся на порядок дороже, а в том, что, напомню, "Лекхим" уже не только подписал контракт на поставку нескольких миллионов доз китайской вакцины, но под государственные гарантии договорился о ее производстве в Украине. Любой же другой вакцине, кроме логистики с поставкой и хранением, придется  решать еще и вопросы с клиническими испытаниями и регистрацией в стране, ключ от которых по-прежнему будет оставаться в руках намертво повязанного с владельцем "Лекхима" Печаевым Степанова.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать