Границы непризнанных республик
Еще несколько лет назад понятие «непризнанная республика» воспринималось нами как нечто далекое и непонятное. До начала войны с Россией в нашем медийном пространстве информации о непризнанных «государствах» на территории бывшего СССР было мало. Определенный всплеск интереса состоялся в 2014-м, когда на украинской территории появились собственные «пузыри» с неопределенным статусом, но позже материалов на эту тему снова уменьшилось. Мне кажется, что мы вообще мало интересуемся жизнью и культурой наших соседей; возможно, именно поэтому роль Украины в регионе настолько слабая и нечеткая.
В свое время я побывал в двух «непризнанных» республиках - Приднестровье и Косове. Если первая показалась мне Чернобыльской зоной, неким советским заповедником, музеем, в котором живут бедные люди, то вторая произвела впечатление реальной и процветающей страны. Из этого можно сделать вывод, что непризнанные республики отличаются между собой так же, как и признанные, один общий знаменатель для них подобрать трудно. Тогда у меня появилась авантюрная идея своеобразного тура по непризнанным республикам постсоветского пространства, но ввиду того, что они контролируются Россией и российские спецслужбы там всесильны, пришлось от этой идеи отказаться, ведь все могло закончиться в тюрьме.
К счастью, не только у меня возникло желание поближе присмотреться к жизни в странах за несуществующими границами. Польский писатель Томаш Гживачевский объездил эти республики и написал об этом интересную книгу «Границы мечтаний», которая недавно вышла в украинском переводе Натальи Ткачик («Видавництво 21»). Томаш Гживачевский- репортажист, писатель, путешественник, аналитик, специализирующийся на Центральной и Восточной Европе. Член престижного американского клуба The Explorers Club. Автор книг: «Границы мечтаний. О непризнанных республиках», «Жизнь и Смерть на Дороге Умерших», а также «Через Дикий Восток».
Книга «Границы мечтаний» - это тринадцать увлекательных художественных репортажей из псевдореспублик, которые затягивают читателя в черные дыры альтернативных, но одновременно таких настоящих реальностей. Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Курдистан, Приднестровье, «ЛНР», «ДНР» - де-юре они не существуют, де-факто там идет жизнь по своим специфическим законам, надиктованным парадоксальной реальностью и невоплощенными мечтами о независимости.
Я получил эту книгу и думал, что отложу ее в очередь, чтобы прочитать через один-два месяца. Но, взяв в руки проверить содержание и аннотацию, уже не смог отложить: эта книга действительно затягивает, и эти 300 страниц читаешь за два дня. В чем секрет? В простоте: Гживачевский не пытается казаться лучше, чем он есть на самом деле, не делает пафосных сравнений и планетарных обобщений, он просто описывает увиденное, интересуется жизнью людей и старается избегать политических оценок. В центре его прозы - человек, а не геополитика. История здесь служит только фоном, деликатным вступлением, а главная роль отведена обыденности, современности, желанию выжить и жить нормальной жизнью даже в тех «республиках», которые никто нормальными не считает. Эта простота очень качественно отличает Гживачевского на фоне многих его коллег, польских репортажистов, которые почему-то очень часто становятся судьями, а не свидетелями, философами, а не репортерами. Да, возможно, «Границы мечтаний» - это не та книга, которая изменит ваше мировоззрение, но она интересная и очень легко читается, а что еще надо читателю?
А напоследок - фрагмент об актуальном ныне Карабахе: «Российские солдаты - еще те суки. Сразу раскусили, как на войне замутить бизнес. У нас и азербайджанцев было мало тяжелой техники. А у них полно танков, бронетранспортеров. Ну, они и начали их сдавать в аренду обеим сторонам. До того обнаглели, что ввели почасовую оплату. Утром мы били в азеров из Т-72, а после обеда они из того же самого танка стреляли в нас».
Интересно, правда?