Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

И снова на украинской медиа-арене «католическое Рождество»

26 декабря, 18:54

Автор этих строк искренне считал, что на эту тему ему больше не придется писать. Ведь новое поколение журналистов умеет пользоваться компьютерами и Интернетом (да и старшее в большинстве своем научилось), а потому получить объективную информацию по тому или иному неполитическому вопросу – дело нескольких минут. Однако думалось так, а вышло эдак. Видимо, потому, что человек, образно говоря, видит мир не столько глазами, сколько понятиями, а понятия эти, несмотря на 30-летний юбилей исчезновения с геополитической арены Советского Союза, у значительного количества наших сограждан продолжают выглядеть этакими «мыслительными шлакоблоками», как называл их незаурядный философ Мераб Мамардашвили. Даже у тех, кто родился после 1991!
О чем идет речь? А о том, что накануне 24 и 25 декабря даже ведущие информагентства Украины, не говоря уже о других масс-медиа, изобиловали заголовками и текстами, в которых фигурировало словосочетание «католическое Рождество». Мол, сейчас рождение Спасителя отметят католики, а 7 января Рождество отмечают православные. Кто-то, впрочем, добавляет "и протестанты"; хорошо, хотя бы вспоминают, что существуют на свете и такие христиане.
В действительности никакого «католического Рождества» не существует и существовать не может. Единственное, и весьма сомнительное основание так говорить и писать состоит в том, что ныне практически весь «гражданский» мир пользуется григорианским календарем (его ввел Римский Папа Григорий XIII), кроме полных и окончательных исламистских радикалов. Таким образом, если календарь ввел католик, то Рождество тоже католическое… Но в таком случае, очевидно, следует употреблять словосочетание «католический порох», ведь в Европе его переоткрыл в XIV веке монах Бертольд Шварц, который был, конечно, католиком? А поскольку открыли порох китайцы, то его нужно называть «китайским»? Но вернемся к Рождеству по григорианскому календарю. Дело в том, что юлианский календарь (введенный с 1 января 45 г. до Р.Х. или до н.э. Юлием Цезарем) не полностью согласовывается с астрономическим временем (ныне набежало уже более 13 суток отставания этого календаря от астрономического времени). До 221 года день рождения Христа связывали с 25 марта – как с днем начала весны. А в 221 году Секстус Юлиус Африканус назвал именно 25 декабря Днем рождения Иисуса Христа, поскольку было вычислено, что между днем Благовещения и Рождеством именно в этот день исполняется 9 месяцев. Тогда еще единая Церковь приняла его аргументацию, поэтому имеем 1800 лет этой традиции (факт, который, кажется, никто из журналистов Украины не заметил, впрочем, буду рад ошибиться). Переход на григорианский календарь начался в 1582 году, и его придерживаются как католики, так и протестанты (кроме нескольких незначительных по численности общин в Швейцарии и на некоторых островах Полинезии, где царит юлианский календарь). А вместе с тем заявлениями о «католическом Рождестве» бравые журналисты «отлучают» от Церкви примерно пятую часть от общего числа православных христиан и большинство православных патриархатов, включая Вселенского, которые отмечают Рождество Христово в один день с католиками и протестантами. Речь идет об Антиохийской, Александрийской, Кипрской, Болгарской, Румынской, Элладской и ряде других православных Церквей, о православных Греции, Румынии, Болгарии, Польши, Сирии, Ливана, Египте и других странах. Но эти Церкви живут не по григорианскому календарю – они перешли на т.н. новоюлианский. И здесь есть еще одна растиражированная теми информагентствами Украины, которые избежали словосочетания «католическое Рождество», глупость. Ведь новоюлианский календарь – это модификация юлианского календаря, разработанная сербским астрономом, профессором математики и небесной механики Белградского университета Милутином Миланковичем в 1923 году. Средняя продолжительность года в новоюлианском календаре составляет 365,242222 суток. Разница с астрономическим временем в этом тоже есть, одни сутки такого расхождения набегают примерно за 43.500 лет; однако точность новоюлианского календаря выше, чем григорианского (в нем такое расхождение набегает примерно за 10 тысяч лет). Сейчас новоюлианский календарь используют девять из пятнадцати поместных автокефальных православных церквей, а также три греко-католические церкви. Другие православные и греко-католические Церкви и в дальнейшем пользуются юлианским календарем, в котором Рождество тоже отмечается 25 декабря, однако оно по «гражданскому» календарю приходится на 7 января… По-моему, абсурд: отмечать Рождество Спасителя, пользуясь введенным язычником Юлием Цезарем не слишком точным, мягко говоря, календарем и пренебрегая несравненно более точными календарями, созданными христианами на основании изучения движения «небесных сфер». Но чего только не увидишь в мире!
А теперь о «мыслительных шлакоблоках». С моей точки зрения, за последние пару лет число заголовков и текстов со словосочетанием «католическое Рождество» заметно возросло, и это не может не тревожить. Потому что генезу этого «шлакоблока» нетрудно проследить – ведь речь идет о РПЦ и ее филиале в Украине и о российской журналистике, которую некоторые до сих пор считают чуть ли не образцом для украинских «провинциалов» или, по крайней мере, провозглашают максиму «две страны – одна журналистика». Даже вроде бы последовательная «Новая газета» во главе с лауреатом Нобелевской премии мира пишет о «католическом Рождестве». В лучшем случае российские медиа говорят о «западнохристианском мире», пользующемся григорианским календарем. Новоюлианский календарь – табу, и то, что 25 декабря вместе с «западнохристианским миром» отмечает Рождество Христово еще и значительная часть мира «восточнохристианского» – это табу. Что ж, колониальная империя продуцирует «шлакоблоки», вживляя их не только в сознание и подсознание своих подданных, но и в малороссийские головы.
Вот и остается мечтать о том, чтобы наконец ушли все непонятности, которые бытуют в деятельности определенных частей журналистского корпуса, и не только связанные с рождественскими праздниками. А впереди еще и «православное Рождество»…

Сергей ГРАБОВСКИЙ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать