Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Икона нацизма

Тихвинская икона Божией матери, которой в 1942-44 годах благословляли германское оружие, стала небесной защитницей террористов Бородая-Гиркина
12 июля, 10:27

Новороссия Игоря Гиркина давно нуждалась в сакральном символе, в собственном небесном покровителе. Реконструкторы собрали все по их мнению необходимые атрибуты — георгиевские ленты, приказ «Ни шагу назад», заградотряды, тройки, расстрелы решением военно-полевого суда, СМЕРШ, штрафбаты… Организовали несколько Сталинградов, и нарекли украинскую армию нацистами, что несколько диссонировало с «киевской хунтой» из их же пропагандистских листков. И вот, 10 июля образ желанного небесного заступника наконец прибыл в Донецк. В тот же день на пресс-конференции лидеров «ДНР» Александра Бородая и Игоря Гиркина российским журналистам была явлена чудотворная икона Тихвинской «ополченской» Божьей матери, еще в конце июня переданной в руки защитников Нового Сталинграда/Старого Донецка настоятелем Тихвинского Богородичного Успенского монастыря архимандритом Евфимием (Шашориным). 3 июля в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах прошел совместный молебен представителей «ДНР» в Петербурге и Москве, и уже через неделю вместе с гуманитарным караваном и «животворным огнем» из России (тяжелой техникой, оружием и боеприпасами) икона попала в Донецк.

Уже в ходе пресс-конференции икона явила российским журналистам свои чудодейственные свойства . Как засвидетельствовала эта фотография, от поцелуя Игоря Гиркина на Тихвинской иконе Божией матери явственно проступил лик Александра Бородая. Впрочем, возможно, дело в самом Игоре Гиркине, и от его поцелуя проснулась бы даже мумия Ленина в Мавзолее.

Уже в ходе пресс-конференции икона явила российским журналистам свои чудодейственные свойства . Как засвидетельствовала эта фотография, от поцелуя Игоря Гиркина на Тихвинской иконе Божией матери явственно проступил лик Александра Бородая. Впрочем, возможно, дело в самом Игоре Гиркине, и от его поцелуя проснулась бы даже мумия Ленина в Мавзолее.

Руководители «ДНР» не преминули поведать журналистам о славном прошлом иконы Тихвинской Богородицы. Тем более, что пресса и без того уже была заинтригована определением «ополченческая» в названии иконы. Рассказ в основном шел о ратном прошлом иконы, о том как она с Тихвинскими ополченцами побывала на поле Бородинского сражения, как за несколько часов до получения смертельных ранений в осажденном Севастополе ее целовал и ходил с ней крестным ходом вокруг Владимирского собора российский флотоводец Павел Нахимов, и как уже в ноябре-декабре 1941 года, в самые темные полные отчаяния дни Обороны Москвы, по приказу Иосифа Сталина самолет с Тихвинской Богоматерью облетел осажденный город, и уже через несколько дней «русские воины» погнали фашиста сперва от Москвы, а потом и из Тихвина. Прекрасная анкета, в которой, с точки зрения донецких богатырей, недостает разве что непосредственного участия Тихвинской иконы в Сталинградской битве. Но Битва под Москвой тоже сойдет, тем более, с дополнением в виде Севастополя и Бородино. «Нам, как людям православным, эта икона поможет защитить землю, людей, отбросить противника и, в конце-концов, победить», — отметил в завершение Александр Бородай.

Сенсационная новость, которую тут же разнесли по всем городам и весям «Русского мира» доверчивые средства массовой информации… А пропаганда все продолжает подбрасывать огоньку в костер, каждый из полевых командиров террористов пытается отхватить свой кусочек славы, и маленький пропуск в Рай, а история иконы обрастает новыми и новыми подробностями. 10 июля Александр Бородай рассказывал журналистам, что он лично доставил икону из Тихвина в Донецк. А уже 11 июля появляется новость, что «каратели Коломойского» пытались захватить икону, которую везли из России активисты «Русской православной армии» и «Корпорации православного действия» Максим Марков и Мария Ципко, но ее отбили бойцы донецкого ополчения во главе с Сергеем Безлером. Да, и икону на территорию «ДНР» доставили по его инициативе, а не усилиями какого-то там Бородая, к которому Безлер уже больше недели «сильную неприязнь испытывает».

Ба, какие лица! Да это же наша давняя знакомая солдатская мать/жертва погромов/беженка из Львова/Киева/Днепропетровска/Одессы жительница Севастополя Мария Ципко! Ну, уж если к истории с иконой причастна она, действительно жди очередного чуда, и береги карманы!

Ба, какие лица! Да это же наша давняя знакомая солдатская мать/жертва погромов/беженка из Львова/Киева/Днепропетровска/Одессы жительница Севастополя Мария Ципко! Ну, уж если к истории с иконой причастна она, действительно жди очередного чуда, и береги карманы!

Вот так, всего два дня в городе, а история с иконой все запутанней и запутанней. И вообще, да что там в этом Тихвине себе думают?! Как же можно древнюю икону, памятник не только сакрального, но и исторического значения безответственно, пусть и с самым благородными в представлении церковников целями, передавать в зону боевых действий?! Вопрос отнюдь не риторический, за ответом на который я немедленно обратился в Тихвин. Ответа пришлось ждать долго. Дело в том, что маленькому провинциальному российскому городку в 200-х километрах от Санкт-Петербурга отвечать было недосуг. У них всю неделю праздничные гуляния. По какому поводу, спрашиваете? Ну как же, ровно 10 лет назад, в 2004 году, в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь из далекого Чикаго, наконец, спустя 63 года вернули Тихвинскую икону Божьей матери. — Событие для городка настолько важное, что местные жители уже 10 лет не нарадуются, а уж юбилей отмечают с помпой. — Постойте, — возразил я. — Какой праздник, возразил я. — Ведь икона ваша в Донецке! — И тут же получил в ответ фотографии иконы с торжеств, которые проходили в тот же день — 9-10 июля 2014 года, что и пресловутая пресс-конференция в Донецке. 

10 июля 2014 года. Тихвин. Празднования в честь 10-летия возвращения Тихвинской иконы Божией Матери. Донецком и не пахнет.

10 июля 2014 года. Тихвин. Празднования в честь 10-летия возвращения Тихвинской иконы Божией Матери. Донецком и не пахнет.

Хм, значит, в Донецк попал не сам чудотворный образ, а, в лучшем случае, его список-копия, вряд ли отличающийся чудотворными свойствами оригинала. Конечно же, судя по фотографии, такую копию не во всякой сувенирной лавке купишь, однако… А что еще не соответствует действительности в рассказе Александра Бородая, — задал я себе, как историку, вопрос, и начал копаться в документах. — О! Сколько же меня ждало сюрпризов! Не буду утомлять читателя первыми веками истории иконы. Они сами по себе обросли десятками легенд, впрочем, никоим образом не заинтересовавших донецких мошенников, а, значит, напрямую не относящихся к данной статье. Упомяну лишь, что легенда связывает создание образа Тихвинской Божией матери с евангелистом Лукой, написавшей ее еще при жизни Богородицы. Предания из века в век разнятся, каким чудесным образом икона в XIV веке попала в Новгородскую землю. Достоверно известно, что в начале XVI века отец Ивана Грозного великий князь московский Василий Иоаннович приказал воздвигнуть в честь чудотворного образа каменный собор Успения Богородицы, а его сын — мужской монастырь. За столетия с Тихвинской иконы, первоначально и самой являвшейся списком утраченного ныне оригинала, было создано множество копий-списков, у каждого из которых своя отдельная история, и многие из которых удостоены особого храма в их честь. Впрочем, рассказ Бородая связывает донецкую икону именно с Тихвинским монастырем, потому наш рассказ и наши изыскания будут посвящены именно этому образу, а также особому «ополченческому» списку с этой иконы, который также хранится в Тихвинском Успенском Богородичном монастыре, и который напрямую связан с нашей историей.

Начнем с Тихвинского ополчения 1812 года, и с Бородинского сражения. Боевой путь каждого из отрядов ополчения в Войне 1812 года еще 100 лет назад был изучен до малейших подробностей. Тихвинское среди них не исключение. Сбор ополченцев в Тихвинском уезде начался чуть более через месяц после начала войны — 27 июля 1812 года, и продолжался аж до середины сентября. — 20 сентября ополченцы прибыли в Новгород, и 2 ноября 1812 года — только через 2 месяца после Бородино — приняли участие в своем первом сражении у деревни Смоляны. Ох! Ну да ладно, ведь в запасе есть еще Севастополь и Москва?!

Но и с Севастополем у Тихвинской иконы тоже не сложилось. Тихвинское ополчение в годы Крымской войны не то что до Севастополя или там Крыма, — до территории украинских губерний не добралось. Да и не нужно оно там было, — рядом, на Балтике, опасались английского десанта. Нет, не будем отрицать, вполне вероятно, что «ополченческим» списком иконы Тихвинской Богоматери, вполне очевидно, благословляли ополченцев, уходивших на войну, но вот ни самой иконе, ни ее «ополченческому» списку ни на поле Бородино, ни в далеком Севастополе побывать не посчастливилось. — Впрочем, сами убедитесь по фотографии, и чудотворный образ, и его «ополченческий» список довольно массивны, и нескольким сотням тихвинским ополченцев он показался бы обузой в перипетиях походной жизни. Впрочем, известен один список Тихвинской иконы, со следами пули — в Свято-Троицком храме Каракола в далеком Кыргызстане. Но это, как говорится, совсем другая история, — из жанра истернов. Откроем донецким невеждам маленькую тайну — действительно, есть чудотворный образ Божией матери, который связывается и с Бородинским сражением, и с адмиралом Павлом Нахимовым. Это Смоленская икона Божией матери — совершенно особый от Тихвинского тип Одигитрии, отличающийся большим наклоном головы Богородицы. Ну да, называется, что удалось достать! — Тихвин, Смоленск, чебуреки, Чебоксары, — да какая разница!

Да, но ведь в запасе остается еще чудесное спасение Москвы иконой Тихвинской Божией матери в 1941 году. Правда, на самом деле, история эта связана с другой иконой — копией, выполненной в XVII веке по заказу царя Алексея Михайлович для заложенного им храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Копытово (позднее Алексеево) — ныне возле станции метро ВДНХ в Москве. Как гласит предание, Сталин якобы «призвал к себе в Кремль духовенство для молебна о даровании победы; тогда же, продолжает легенда, чудотворная Тихвинская икона Богоматери из Тихвинской в Алексеевском церкви была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. А 9 декабря после первого успешного контрнаступления, предшествовавшего московскому, был освобожден г. Тихвин»История эта, распространяемая адептами церкви Абакумова-Сталина, конечно же апокрифична, но для нас важно то, что непосредственно оригинал — ни сама Тихвинская икона, ни ее «ополченческий» список к этому событию никакого отношения не имеют.

Более того, именно в дни, когда решалась судьба Москвы, судьба оригинала иконы в провинциальном Тихвине сложилась самым неожиданным и неприятным для донецких мечтателей образом.

На фото представитель германского командования передает начальнику Псковской миссии протоиерею Кириллу Зайцу икону Тихвинской Божией Матери. Псков. 22 марта 1942 года.

На фото представитель германского командования передает начальнику Псковской миссии протоиерею Кириллу Зайцу икону Тихвинской Божией Матери. Псков. 22 марта 1942 года.

Утром 9 ноября 1941 года без единого выстрела нацисты вступили в оставленный без всякой защиты советскими войсками Тихвин. Более месяца вокруг города шли бои, потому, первым делом, из местного исторического музея, который сбежавшее в спешке городское начальство не удосужилось эвакуировать, были вывезены в Псков все ценности, в том числе и «Тихвинская икона Божьей матери византийского письма», попавшая в городской музей после закрытия в 1920-30-е годы Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. В марте 1942 года немецкая оккупационная администрация торжественно передала ее Псковской духовной миссии — созданной под патронатом Рейха автономной структуры Русской православной церкви на оккупированных немцами территориях. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений и организации крестных ходов, в том числе за победу германского оружия, и за здравие Фюрера германской нации Адольфа Гитлера. Когда к Пскову подступила Красная армия, икона через Ригу была вывезена в Германию, а оттуда, из зоны американской оккупации попала за океан в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Как уже было упомянуто выше, в 2004 году, после возрождения Тихвинского Богородичного Успенского монастыря икону торжественно передали на Родину.

Тем и закончилась реальная земная эпопея чудотворного образа Тихвинской Божией матери, ничуть не схожая с апокрифическим рассказом, поведанным в четверг в захваченном террористами Донецке Александром Бородаем. Подобно лоскутному одеялу идеологии «Русского мира», и легендарная история Тихвинской иконы большей частью составлена из недоразумений и откровенных выдумок. Реальная история Тихвинской иконы более мирная, и временами даже коллаборационистская, очень напоминает сегодняшних записных «антифашистов» России и Донбасса. — Богоматерь со стыдливо спрятанной у сердца свастикой. Удивительная история, не правда ли? 70 лет назад этой иконой благословляли германское оружие, а сегодня последователи Гитлера — Гиркины-Бородаи, благословляют уже российских нацистов на новые преступления. Впрочем, чудотворная сила этих ложных символов довольно сомнительна, — ни близким к нацистам предстоятелям Псковской духовной миссии, ни немецкому оружию, ни Адольфу Гитлеру заступничество Тихвинской Божией матери не помогло. Как не поможет оно кучке бандитов и мелких мошенников, в чьи руки попала копия иконы Тихвинской Божьей матери сегодня. 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать