Перейти к основному содержанию

К вопросу о вопросах

28 апреля, 15:24
ФОТО REUTERS

Я уже давно думаю, что глубину понимания проблемы лучше всего видно по вопросам, которые человек задает, ее обсуждая. Скажу больше, иногда мне кажется, что и знания студента на экзамене было бы легче оценить не по ответам, а по вопросам, которые он задал бы по теме экзаменатору. В такой ситуации за изученными фразами не скроешь фрагментарного видения, отсутствия анализа и синтеза или недостаточной базовой подготовки. Или же наоборот, правильно заданный вопрос откроет склонность к предметному мышлению, станет основой продуктивной дискуссии, возможно, даже породит новую гипотезу и, главное, покажет хорошую работу головного мозга того, кто задает качественные вопросы.

Когда закончится карантин? Когда уже можно будет поесть в пиццерии? А в июне можно планировать поездку в Италию? Эти вопросы многих соотечественников изрядно меня раздражают. Такая немотивированная легкость, с которой их продуцируют, свидетельствует только об одном - люди не могут или не хотят анализировать ситуацию в мире вокруг. Я не буду прибегать к ультраконспирологичним идеям, одни из которых полностью отрицают существование вируса, другие утверждают - переболеет вся планета, половина умрет. Я о другом. Я о человеке, в руках которого есть доступ к информации, методы фильтрации фейка и собственный мозг, чтобы понимать, каких вопросов задавать не стоит, ведь простого ответа нет.

Сегодня ни президент Зеленский, ни президент Трамп, ни Ангела Меркель, ни эфиопский глава ВОЗ не знают наверняка, что будет. Более того, даже теория, которая кажется весьма вероятной, может оказаться ошибочной. Ведь те, кто каждый день исследует вирус, еще не знают, как он реагирует на высокие температуры, куда он мутирует и вырабатывается ли иммунитет у тех, кто переболел. Все прогнозы - туманны, выводы - интуитивны и такие действительно важные вопросы, главный из которых «Когда это все закончится», - не имеют ответов. С этим жить сложно, но еще сложнее или опаснее жить, считая, что такой ответ есть.

Листая сегодня ленту, наталкиваюсь на две новости, которые идут одна за другой. «Работники завода Кромберг и Шуберт выходят из карантина, город возвращается к жизни» и сразу за этим заголовком следующий - «В городе выявлено наибольшее количество инфицированных за последнюю неделю». Да что там региональная пресса, сам пан Ляшко за несколько минут речи говорит две взаимоисключающие фразы - «прогнозируем смягчение карантина 11 мая, если количество инфицированных пойдет на спад» и «прогнозируем рост количества больных с 3 по 8 мая». Я не берусь осуждать Минздрав Украины или соответствующие институты ЕС. Если кого-то и можно винить, то это коммунистический режим Китая, который месяцами скрывал угрозу. А то, что системы здравоохранения оказались не готовы, - жестокая реальность. Сколько бы архитекторы ни напрягались, каждое землетрясение - это испытание для здания. Так же и с эпидемией, легких не бывает.

Зачем задавать вопросы, ответа на которые нет. Зачем верить ответам, в основе которых лишь вежливость и предположения, а не знания. Но это вовсе не означает, что спрашивать не стоит. Главное, задавать вопросы обдуманно. «Не когда это все закончится», а, например, «какие показатели свидетельствуют о том, что эпидемия идет на спад». «Не когда можно будет поехать в Италию», а «когда и, главное, почему страны откроют границы». И не нервничать, когда и на такие четкие вопрос не будет четкого ответа. Нам только казалось, что мы контролируем мир, в этом году планета сама дала ответ, кто здесь главный. И когда и как это все закончится - не знает никто.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать