Как успеть изменить мир до летних отпусков
«24–30.06.2016»То ли от наступления долгожданной жары, то ли просто гарантийный срок закончился, но устоявшийся с осени-зимы 2014—2015 года некий внутренне- и внешнеполитический консенсус как в Украине, так и в мире, похоже, пошел в разнос. Из старой, казалось бы, уже насквозь трухлявой грибницы (так и просится опечатка «гробницы») поперли к солнцу новые политические партии, НАБУ, Генпрокуратура и СБУ бросились наперегонки задерживать средней руки олигархов, бывших чиновников-коррупционеров и экскоммунистов-сепаратистов, а украинской армии надоело подставлять вторую щеку, и после недель обстрелов со стороны террористов она «вломила» им по первое число.
Впрочем, самое главное на этой неделе происходило за границами Украины, и именно с этих событий наш недельный обзор и стоит начать. С прошлых выходных даже последний лингвоидиот знает, что означает английское сокращение-неологизм Brexit. Глобализация! — Всю неделю политические эксперты, британский посол и дипломаты Евросоюза пытались справиться с миллионами сердечных и гипертонических кризов украинцев с утренних до ночных эфиров без устали уверяя, что референдум об отношении британцев к Евросоюзу никак не скажется на нашей стране. Стоит ли удивляться, что и рядовым британцам не легче. Даже популисты, ратовавшие за выход из ЕС, дезориентированы нежданной победой и вынуждены наперебой отказываться от розданных ими невыполнимых обещаний золотых социальных гор. Пока разочарованные собой британцы собирают который уже там по счету миллион подписей в поддержку повторного референдума и организовывают по-британски вялый трафальгарский Евромайдан (странно, вроде Британия, а своего Найема, пообещать участникам в «Фейсбуке» чай, не нашлось), как минимум в экспертной среде панические настроения по поводу последствий референдума постепенно сходят на нет.
Да, колебания фондового и валютного рынка были значительны. — Тот же Сорос на страницах британской прессы накануне референдума обещал, что в случае негативного результата наживутся лишь биржевые спекулянты, и слово свое сдержал. Но, по большому счету, если бы этот референдум не провела Великобритания, Евросоюзу самому бы пришлось его провести. В условиях ускорения интеграционных процессов внутри Европейского Союза, в нем уже не оставалось места прежней Великобритании, которая избирательно, как некогда Украина в СНГ, участвовала в его программах и скептически смотрела на неизбежное в дальнейшем уменьшение своего политического и экономического суверенитета. В нынешнем ЕС уже ни одной стране не позволена двухвекторная политика — одной ногой стоять на американском, а другой на европейском атлантическом берегу. Теперь же, почувствовав на собственном кармане цену свободы от доступа к европейским рынкам, судя по статистике голосования по возрастным группам, в следующем поколении британцы наверняка вновь поднимут вопрос об участии в ЕС, правда, на этот раз уже на условиях евробюрократов. Конечно, если к тому времени будут еще живы ишак и султан.
Несколько дней спустя уже на противоположном конце континента случилось другое украинотрясение, которое сперва показалось крупнейшей с начала 2014 года победой российской дипломатии, но потом привычно обратилось в пропагандистский пшик Кремля. С помпой объявленные в российских СМИ «извинения» президента Турции Эрдогана по поводу сбитого российского самолета оказались очередными «сожалениями» о смерти летчика. В обмен на это Владимир Путин, так и не получив добро турецкой стороны на строительство «турецкого потока», со своей стороны заговорил о намерении открыть «овоще-» и «туристопровод», последним окончательно похоронив последние надежды крымчан на сытое будущее. Более того, заставив Путина пойти на уступки в вопросах антитурецких санкций, с другой стороны, Эрдоган принял капитуляцию руководства Израиля, извинившегося за действия своего спецназа в 2010 году в обмен на участие Турции в строительстве газопровода из Израиля по дну Средиземного моря. На фоне реальных перспектив объединения Кипра ранее осторожные прогнозы экспертов о вытеснении России с рынков энергоносителей Малой Азии и Южной Европы не только каспийским, но и израильским газом, переросли в уверенность. Так что же на самом деле досталось Путину? Громкие победные заголовки в российских СМИ. Последнее время в Кремле рады и им.
А что Украина? Ее не в сезон по-весеннему энергичный Президент на всех фронтах перешел в стратегическое наступление — побывал на передовой, с легкостью погасил в который раз разгоняемую информационную волну о якобы готовящихся изменениях в украинскую Конституцию и уступках в вопросе о выборах на Донбассе. И сразу после выступления Меркель, в котором она практически слово в слово повторила Порошенко о невозможности по вине России и боевиков проведения на Донбассе выборов, громкий, как в пушкинском стихе, щелчок по террористическому лбу продемонстрировал, что украинская армия в любой момент способна с легкостью вскрыть глубокоэшелонированную оборону оккупантов. Подготовка к Минску-3 идет полным ходом, и в этот раз, в отличие от Минска-2, карты сдают Киев и Брюссель. Успеть бы только до летних отпусков.