Казус Быкова
О двух правдах московского поэта и публициста — для российской аудитории и украинских гастролей
Выступление Дмитрия Быкова проходило в модном клубе на улице Шота Руставели, при некотором стечении журналистов и разного калибра гостей, и было частью презентации новоиспеченной столичной радиостанции.
Как эпиграф к своему визиту Быков сочинил несколько строк:
Привет поэту-гражданину!
Он едет в Киев, подтвердив,
Что из России в Украину
Идет не только негатив.
Действительно, негатива не ощущалось ни в малейшей степени: расслабленная обстановка, поп-группа с женским вокалом, триумфальное представление руководства радиостанции, наконец, сам гость. Быков был дружелюбен, речист, обилен стихом, иногда меток в юморе — все, кто хотя бы раз видел одно из его выступлений на видео в сети, может это легко вообразить.
Честно говоря, писать о самом вечере не слишком интересно. Все это было сто раз; популярность Быкова во многом — скорее медиа-феномен, и описывать его работу в терминах критики сценических жанров представляется лишним трудом. Любопытно другое: скрытый диссонанс, который пронизывал эти мини-гастроли; так еле заметный, но неприятный и постоянный звук на заднем плане портит в конечном счете самую гармоничную музыкальную пьесу.
Ранее в эфире той же радиостанции гость нахваливал Майдан:
«Это народ взбунтовался против наглой, воровской и, как следствие, не очень компетентной власти. Это общественный протест. И в нем, конечно, есть национальная составляющая. Играют роль не очень приятные мне антимосковские настроения. Но они не доминируют здесь, это очевидно. Люди не будут умирать против Москвы. Люди умирают за что-то. И рискуют за что-то» (https:// www.facebook.com/radiovesti).
Все бы хорошо. Да только лукавит поэт-гражданин.
В российской «Новой газете» (напомню — вполне оппозиционной и антипутинской), где Быков числится постоянным автором, 1 марта — когда Украина еще оплакивала убитых, — позитивный Дмитрий Львович написал следующее:
«Самое печальное в том, что мне ужасно хочется поздравить украинцев с победой — а кого они победили, я до конца не понимаю. Если Януковича — так с ним, кажется, особо бороться и не пришлось, и да будет ему поставлено в заслугу хотя бы то, что на масштабное кровопролитие он так и не решился».
То есть, я так понимаю, сто человек, убитых снайперами, расстрелянных в упор из пистолетов и автоматов или забитых до смерти палками и ногами, для московского гуманиста маловато.
Можно было бы дальше не читать, но там есть еще несколько ярких моментов. Приведу, чтобы просто понять, всегда ли враг моего врага — мой друг.
«Очень бы не хотелось увидеть его (Януковича. — Д.Д.) публично порицаемым на Майдане или поставленным там на колени вроде мэра Волыни. Не потому, что он такого порицания не заслужил, а потому, что победители так себя вести не должны. Чаушеску тоже, весьма возможно, заслуживал расстрела, а все-таки после его расстрела никому в Румынии не полегчало».
Ай да Быков, ай да телепат — за всю Румынию уточняет, кому полегчало, а кому нет. Хама, конечно, порицать не надо, лучше грамотой наградить.
Вот еще перл:
«...если в президенты задумает выдвинуться лидер «Правого сектора» Ярош, он может легко отодвинуть на задний план как Тимошенко, так и всю системную оппозицию вроде Кличко».
А Ярош-то, бедняга, и не знает, рыдает горько над своим однопроцентным рейтингом.
Ну и фейерверк в конце:
«Я не думаю, что замена Януковича на любого иного украинского политика способна изменить характер местной власти, а еще меньше верю, что политическая матрица меняется вследствие голосования (sic! — Д.Д.). Украине нравится сам процесс замены одного лидера на другого с радикальными разворотами, стремительными перекрасками, которые демонстрирует сейчас почти вся Рада, бесконечно возрастающим самомнением. И я буду счастлив, если окажусь неправ. Если следующий президент Украины построит там нормальную федерацию и легитимно передаст власть законно избранному преемнику».
Так бы сразу и сказал. А то все болтовня какая-то, напрасные хлопоты: не только негатив, общественный протест, народ взбунтовался, люди рискуют. Быстренько создайте-ка нормальную федерацию — то есть прекратите существование как государство, преемнику власть передайте — преемника, очевидно, из Кремля пришлют?
Вообще кто бы говорил о разросшемся самомнении: Быков, который бывает здесь разве что для того, чтобы выступить на гламурном корпоративе, устроенном сомнительной медиа-компанией (так и подмывает спросить ее руководство что-нибудь о Медведчуке), порет высокомерную чушь о ситуации в нашей стране с апломбом и самоуверенностью тертого политолога, прожившего в Украине всю жизнь и тонко разбирающегося во всех хитросплетениях нашей внутренней и внешней политики. В одиночку весь Центр Разумкова силою интеллекта превозмог.
Скажете, с 1 марта много воды утекло?
Но Быков нигде и никак за все полтора месяца не отказывался от этих слов, да и с чего бы: он уже последние 9 лет сочиняет небылицы о Майдане, Украине и украинцах. Не впервые пускается в псевдообъективистские рассуждения, на поверку оказывающиеся имперским хамством. И не впервые у него волшебным образом образуются две правды: одна для российской аудитории, другая — для украинских гастролей. На гастролях ведь платят деньги, и плох тот гастролер, который кусает руку дающего, да, Дмитрий?
Казус Быкова на самом деле типичен. Типичен до банальности. И вот эта банальность: российский демократ заканчивается на украинском вопросе.
Да и не демократ вовсе. И, конечно, не друг.