Холст города
Недавнее создание рельефной фрески — портрета Сергея Нигояна британо-португальским художником Алешандре Фарту, намерения общественных активистов открыть целый квартал стрит-арта в центре Киева, регулярные рабочие визиты известных западных муралистов (муралы — стрит-артистские росписи на стенах) в Украину радуют почитателей уличной живописи — или лучше сказать живописи улиц — и смущают горожан с более консервативными вкусами. Учитывая это, не лишним будет вспомнить, чем является стрит-арт на Западе.
Недавно, сортируя фотографии, сделанные в Сан-Франциско, в районе латиноамериканской бедноты Mission (Миссия), знаменитом как раз своими муралами, я нашел две интересные ссылки. Первая — на сайт организации под названием Mission Art 415, основанной в 2007. Началась она с двух человек — Лайзы Брюэр и Рендольфа Боуза, которые не смогли смириться с тем, что их новое местожительство, невзирая на романтичное название Лилак-стрит, что означает Сиреневый переулок, представляло собой смесь дешевого борделя, наркопритона и общественного туалета. Лайза и Рендольф сделали Лилак пристанищем для стрит-артистов, превратили его в галерею под открытым небом и, таким образом, в туристическую достопримечательность, а фокус завсегдатаев переулка, как написано на сайте, «сместился от самоуничтожения к самовыражению».
С тех пор Mission Art 415 развился в мощное движение. Они работают в общей сложности с 375 художниками и с их помощью джентрифицировали, то есть сделали чистыми и безопасными для проживания, 12 сан-францисских кварталов.
Вторая ссылка — на веб-страницу американского муралиста Джоэла Бергнера. Потомок евреев-беженцев из Европы, он начинал с подросткового «бомбинга», то есть рисования нелегальных граффити, и соответствующих проблем с полицией, вообще вел довольно неблагополучную жизнь. Сейчас для Джоэла, как и для Mission Art 415, стрит-арт — способ улучшения реальности. Он ездит по всему миру, от Африки до Ближнего Востока, от США до Бразилии, работает с несовершеннолетними заключенными, преподает искусство в бедных и опасных районах, заботится о детях с умственными и физическими недостатками, был наблюдателем на президентских выборах в Сальвадоре, и при этом успевает рисовать.
И это не уникальная ситуация отдельных художников. Вышеупомянутый Алешандре Фарту преимущественно работает с общинами, а самый важный вопрос для него — «делает ли мое искусство что-то для мира?» — звучит вовсе не патетично (см. «День» от 16.07.2015). Его приезд в Киев, создание портрета Нигояна были в первую очередь жестом солидарности с украинским народом. Культовая стрит-артистка Swoon (интервью с ней в свое время тоже выходило в «Дне») при том, что давно добилась успеха на международных выставках и бьеннале, оставляет свои поразительные графические работы в трущобах Латинской Америки, где никто, кроме местной бедноты, их не увидит. Так же и знаменитый подпольщик Бенкси разрисовывает разделительную стену между Израилем и Палестиной. Примеров много, и основываются они как раз на уличном происхождении стрит-арта. Это искусство социальное по определению, что никоим образом не нарушает его самодостаточности; это шедевры соседнего квартала, праздник там, где никакого праздника быть не может, вызов ежедневной рутине тротуаров, бедности эстетической и экономической.
Наш стрит-арт только встает на ноги. Есть талантливые авторы, но мало, и потому приглашение лучших художников из-за границы полезно во всех смыслах. Если же говорить о местах, то достойные росписи не навредят центру Киева, но в первую очередь стрит-арт должен идти на окраины, на серые стены советских микрорайонов, превращать территории обезличения в объекты искусства.
Или, как написали украинец Давид Бурлюк и россиянин Владимир Маяковский сто лет назад в декрете «О демократизации искусств»:
«Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.
Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.
Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду.
Пусть улицы будут праздником искусства для всех».