Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Киевский автотранспорт...

И «полицейский с большим пистолем»
20 августа, 10:50
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

8 августа 2015 года. 16.25. Киев. Остановка автобусов 48,49, 95 и 108 близ станции метро «Левобережная» и гостиницы «Турист». Автор этих строк с большим мешком, полным овощей и фруктов, только что вышел из метро. У меня проездной на месяц на метро и автобус. Жду. Остановка оснащена световым табло. Мне подходят все автобусы, кроме 48-го — от него еще полкилометра идти к дому. Табло вселяет осторожный оптимизм — 95-й будет через 8 минут, 49-й — через 12. А вот с 108-м сложнее — он будет только через полчаса.

Через 10 минут: 95-й так и замер на цифре «8 минут». Не удивительно: это табло зафиксировало, что он пришел на конечную остановку и там замер. 49-й должен быть через 4 минуты. 108-й, который должен был быть через полчаса, куда-то исчез, на линии, если верить табло, остался только один автобус, который приедет через 40 с лишним минут.

Прошло еще 10 минут. 95-й на предыдущей позиции; второй автобус, который на этом маршруте, неумолимо приближается, если верить табло. 108-й тоже. А 49-й куда-то загадочно исчез: на табло написано «< 2», но мимо нас на разворот он не проезжал. Второй 49-й, который на линии, будет нескоро.

Еще 10 минут. Мимо нас проехал по другой стороне улицы 95-й. Теперь он пойдет по улице Луначарского на конечную, а после этого, вероятно, приедет сюда за пассажирами. Другой же 95-й так и замер на той конечной (если бы он ушел в парк, то тронулся бы оттуда и датчики зафиксировали бы это).

В конце концов я дождался 49-го, втискался в него и в 17.35 оправился от «Левобережной» домой. Конечно, можно было бы охотно дойти пешком за это время — если бы не тяжелый и неудобный мешок. А можно было бы заплатить 4 гривни и проехаться на «маршрутке» — но я уже заплатил авансом за услуги «Киевпастранса» и имел право надеяться, что эти услуги будут предоставлены вовремя и хотя бы с минимальным качеством!

11 августа 2015 года. 20.15. Я подхожу на остановку «ул. Никольско-Слободская», чтобы сесть на 95-й или 108-й и ехать домой вместе со сделанными в супермаркете «Новус» закупками. На остановке пусто — вероятно, только что отошел какой-то из этих автобусов. ОК. В будень вечером интервал движения у этих номеров — 25 и 27 минут. Ожидаю. В положенное время (если принять 20.15 за точку отсчета) ни один не появляется. Но в 20.49 таки подходит 95-й. Сажусь. Теоретически на этой остановке, если верить табличке, вскоре после 21.00 должны появиться и 108-й, и 95-й.

Следующая остановка — около метро «Левобережная», о ней я уже писал, но напомню, что там есть электронное табло. Оно показывает 20.53 и подтверждает, что еду я последним 95-м, а 108-х на линии уже нет. Но если верить написанному на стандартной металлической табличке на остановке, последние автобусы этих маршрутов должны отправиться от нее в промежутке между 21.10 и 21.28! Теоретически тот 95-й, на котором я еду, способен быстро (время вечернее, движение несильное) крутнуться по маршруту и быть около метро «Левобережная» приблизительно где-то в 21.30. Однако у меня есть серьезные сомнения, что он действительно так сделал. И вот почему. Потому что на одной из табличек написано, что последний 95-й оправляется в 21.28, а на второй, привинченной к предыдущей — в 20.55. Как расшифровать этот ребус?

Конечно, из таких случаев делать научно выверенные обобщения нельзя. Кроме того, что с коммунальным транспортом в столице существуют проблемы, и весьма серьезные. И еще: что бывают дни, когда «Киевпастранс», занимающийся автобусными маршрутами, не выполняет свои обязательства перед киевлянами.

И здесь начинается уже не информация к размышлениям, а сами размышления. Опять же, речь идет не об окончательных вердиктах, а о рассуждении на заданную тему.

«Маршрутки», которые идут по 49-му и 95-му маршрутам, принадлежат тому же «Киевпастрансу», что и автобусы. Иначе говоря, он является монополистом на пассажирские перевозки по многим маршрутам столицы. Более того: «Киевпастранс» еще и выступает, так сказать, в роли конкурента самому себе. Мол, спешите — едьте на «маршрутках», готовы подождать — так ездитке автобусами. Но ни проездные билеты (напомню, оплаченные авансом), ни разнообразные льготные документы на «маршрутках» не действительны! Не потому ли исчезают куда-то автобусы, которые должны двигаться строго по графику? Не банальной ли монопольной выгодой вызвано невыполнение обязательств столичным коммунальным транспортом?

К этому, на мой взгляд, прибавляется и самоочевидная коррупционная (если не употребить более крепкий стермин) составляющая. Дело в том, что в автобусах и водители, и кондукторы (где они есть) заинтересованы в том, чтобы продать талоны как можно большему количеству пассажиров. Зато водители маршруток (и те, кто «стоит над ними») заинтересованы в том, чтобы собрать деньги за проезд со всех пассажиров (даже с инвалидов), но при этом не продать ни одного билета на проезд. В некоторых маршрутках эти билеты лежат около водителя (мол, кто хочет, пусть берет), а в некоторых даже этого нет. Такая уж сложилась традиция.

Элементарный подсчет показывает, что на 95-м и 49-м маршрутах водители в среднем за рейс перевозят не менее полсотни пассажиров (кто-то заходит, кто-то выходит, в определенные часы полный микроавтобус «Богдан», в определенные — полупустой, поэтому я беру именно среднюю цифру). Полчаса в один конец (включая стоянкоу на конечной), полчаса — в другой. Рабочий день — не менее 10 часов. Поэтому, сколько ничем и никем не контролируемой наличности накапливается у водителя? Умножьте 4 гривни сначала на сто, потом еще на 10. Реально на этих маршрутах за смену водители собирают, насколько мне известно, больше. Поэтому и на бензин, и на легальную зарплату водителям, обслуживающему персоналу и их начальникам хватит, и амортизационные отчисления и налоги есть с чего платить, но сложилась традиция.

А теперь — вопрос: разве такие огромные в масштабах Киева массы наличности — не почва для разного рода злоупотреблений? Злоупотреблений, одним из которых есть невыполнение «Киевпастрансом» своих обязательств перед теми пассажирами, которые имеют проездные билеты. Потому что монополисту выгоднее и деньги из них авансом взять, и в «маршрутки» чуть ли не силой втолкнуть. С владельцами «карточек киевлянина» похожая ситуация — им и карточки выдали, и права они имеют, но эти права очень трудно реализовать на практике.

И если руководство «Киевпастранса» считает, что за рубежом (об украинцах я молчу, на них, похоже, мало обращают внимание) никто не видит эту открытую коррупцию (я опять употребляю самый мягкий термин), то оно ошибается. И серьезно. Вот к моему соседу по подъезду несколько месяцев назад приезжал шестилетний внук из Парижа (соседская дочь там работает юристом: закончив Сорбонну, она вышла замуж за француза и двоих детей уже родила). И знаете, о чем чаще всего спрашивал мальчик своего дедушку? Не угадаете: «Дед, а где полицейский с большим пистолем, почему он не идет наводить порядок?» В нашем случае — также: европейский ребенок увидел, что водитель в маршрутке не раздает билеты пассажирам, да еще и гаркает на тех чудаков, которые их требуют.

А если даже ребенок это все видит и понимает, то что уж говорить о взрослых? Какой после этого будет репутация Киева на Западе и — что вочень важно — его кредитный рейтинг? И неужели нет инструментов сломать основанную в недобрые времена господства Кучмы традицию иметь большие объемы неучтенной наличности (и при этом говорить об убыточности «Киевпастранса» и необходимости опять повысить цены на проезд?) С трудом верится, особенно если вспомнить, что власть в любой момент может привлечь к контролю в этой сфере несколько десятков крепких, идейных и образованных ребят-фронтовиков.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать