Кто мы и сколько нас?
В этом году Австралия проводит очередную перепись населения. Обычно такое действо происходит каждые пять лет, что позволяет властям оперативно реагировать на выявленные в этом процессе изменения тенденций общественно-социального характера для текущих управленческих решений.
Союз украинских организаций Австралии и посольство Украины в Австралии накануне переписи обратились с призывами к украинской общине отнестись к опросу с большой ответственностью. Дело в том, что во время предыдущей переписи в 2011 году не все украинцы себя идентифицировали и почти треть из них не зафиксировала себя официально по национальной принадлежности. Таким образомукраинцы собственноручно уменьшили свой удельный вес в австралийском обществе. Поэтому в этот раз украинской диаспоре выдали соответствующую инструкцию, где рекомендуется указывать национальность, церковь (украинскую), свое происхождение. Поскольку австралийские власти на основании результатов переписи выстраивают политику разнообразной помощи национальным общинам страны, то именно национальная идентификация украинцевбудет способствовать активному развитию общин - будут открываться школы, культурные центры, предоставляться другие дополнительные услуги.
Перепись населения - как явление международного характера - имеет свои стандарты и временные рамки, определенные нормативами ООН. Обычно большинство стран мира их придерживаются. Так, в период с 2005 по 2014 годы (очередной период отчетности) 214 стран отчитались о количественных показателях в ООН для формирования данных мировой демографической статистики. Украина в перечень этих стран, к сожалению, не вошла.
В Украине перепись населения должна проводиться каждые десять лет. Но первый и пока последний раз такое мероприятие в независимом государстве состоялось еще в 2001 году. Тогда численность украинцев составила 77,8 процента от общего количества населения, в цифровом выражении это 37541,7 тыс. человек (россиян насчитали тогда чуть больше 8 млн).
Следующая перепись должна была быть в 2010 году, но неоднократно переносилась по решению правительства. Одной из причин такого переноса могло быть давление на тогдашнее руководство страны (Януковича, Азарова) со стороны Кремля, который боялся, что опрос покажет резкое падение популярности «русского мира» в Украине и, в частности, в «базовых» областях - Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской и тому подобное.
Кроме этого, перепись 2010 года могла бы продемонстрировать новые качества украинского общества - желание народа быть свободным, жить в соборном государстве, иметь собственное мнение на перспективу развития, переходить на европейскую колею экономического совершенствования и тому подобное.
А еще тогда достаточно ярко вырисовался бы портрет рядового украинца, который отнюдь не совпадал бы с тем образом, который навязывала Москва нам и всему миру на протяжении веков.
Майданы в Украине, а впоследствии и прямая вооруженная агрессия путинской России против Украины уже открыли нам наши же внутренние потенциалы, сняли с глаз пелену империалистического тумана, которым нас окутывали кремлевские шаманы. Мы почувствовали, что собственное достоинство украинцы не потеряли, нация является цельной, народ самодостаточный и готов к борьбе за независимость и собственную глобальную перспективу.
Перепись населения, которая должна пройти по решению правительства в 2020 году, несомненно, подтвердит все сказанное выше и еще добавит новых красок к портрету современного украинца.
Для этого необходимо к тем первичным персональным данным, которые определяются в соответствии с Законом Украины «О Всеукраинской переписи населения», а это чуть более десяти позиций, добавить Верховной Раде новые постановки. В частности, целесообразно было бы, на мой взгляд, более досконально разобраться с этнической принадлежностью (это позволит оценить реальное состояние национальных меньшинств и предоставить им конкретную и всестороннюю помощь), гражданством как осознанным чувством Родины, вероисповеданием (чтобы наконец снять с повестки дня инсинуации РПЦ МП), языковыми предпочтениями и пониманием культурно-ментальных агрессий, различными аспектами, касающимися физической и коммуникационно-контентной агрессии со стороны путинской России и т.п. В конце концов, мы должны разобраться с трудовыми и мобилизационными ресурсами, чтобы верно оценить сегодняшние возможности государства. И, наконец, это даст возможность спрогнозировать демографическую перспективу украинцев, получить характеристику и определить тенденции роста/уменьшения численности населения и разработать соответствующие меры государственного реагирования.
Мы должны сами понять и осознать - кто мы, украинские граждане, каков наш морально-психологический и духовный потенциал, каковы наши перспективы и какие перспективы у наших детей и внуков.
А еще нам нужно перейти к новым и собственным стандартам и регламентам проведения переписи. Десять ооновских лет переписных раундов в условиях наступления глобального гибридного терроризма, который продуцирует путинская Россия, и ситуации с беженцами с Востока в дополнение к общему миграционному процессу не являются приемлемыми временными нормами для проведения переписи в Украине. Мы должны оперировать пятилетними сроками (как, например, Австралия), а еще лучше - трехлетними. Тогда мы, что называется, будем шагать в ногу с процессами, которые происходят в обществе и государстве. И тогда масштаб реагирования на изменения в «портрете» украинского общества будет в разы мощнее и динамичнее, а эффект от этого - действительно государственнический.
Что же касается вопроса финансовой нагрузки на бюджет, то могу посоветовать действенный выход из такого положения - переход к настоящей электронной демократии, где все основные действа в плоскости взаимоотношений между государством и обществом происходят «путем широкого применения информационно-коммуникационных технологий».