Кто стучится в дверь ко мне...
«23-31.12.2016»Ну что, 2017-й уже практически ломится в наши двери. Хотел бы с этим всех поздравить, вот только я совсем не о том. Новации, которые несет нам наступающий год, не всегда радостные, и некоторые неприятные сюрпризы многих из нас ждут, что называется, с порога. Накануне Нового года заместитель главы Киевской городской администрации Петр Пантелеев рассказал о планах проводить совместные с милицией рейды по проверке паспортного режима в домах и квартирах киевлян.
Не знаю, кто тянул Пантелеева за язык, ведь это свое интервью он давал максимально комфортному для городских чиновников «Сайту города Киева», но слово не воробей: сколько ни удаляй с сайта само интервью, сколько ни давай от имени мэрии опровержений, за вводимой с Нового года новацией уже закрепился ярлык едва ли не попытки возрождения института прописки времен СССР. Впрочем, на самом деле, эта новация в той же степени не имеет отношения к советскому институту прописки, в какой не является также инициативой лично господина Пантелеева, мэра города и даже городских депутатов. Что у этого еще мартовского постановления Кабмина общего с советской практикой, так это по-советскому бюрократический метод ее введения, способный извратить и выхолостить даже самое разумное и полезное начинание. Впрочем, ведь у нас во всем так...
Сейчас это стало нонсенсом, но я помню еще времена, когда «коренные» — потомственные, в лучшем случае во втором поколении, горожане с презрением смотрели на всех «понаехавших». И в СССР, якобы рае всеобщего равенства, государство решало за тебя, где ты имеешь право жить и работать, регулируя это с помощью института прописки. Ведь там, где действует уравнительная система оплаты труда, людям свойственно стремиться туда, где лучше социальная инфраструктура, а не туда, где по мнению государства нужна рабочая сила. Уже к 70-м не так просто было прописаться в Киеве или Крыму, и совсем невозможно в Севастополе или Москве. Впрочем, не без исключений. Крупные предприятия имели право (лимит) предоставлять временную прописку наемным рабочим — в обмен на каторжный и плохо оплачиваемый труд, а также койку в общагах, «лимита» получала престижный статус жителя крупного города, маленький лучик надежды, для многих так и не превратившийся в большой.
Девяностые смыли это все без остатка. Что возводимые государством административные барьеры, сегодня нас не могут сдержать даже государственные границы, выплеснув разом миллионы украинцев на международный рынок труда. В чьих-то обывательских глазах они могут считаться людьми второго сорта где-то там, за границей, но внутри страны дифференциация теперь происходит исключительно по принципу толщины кошелька.
Эта социальная революция, бесценная с точки зрения обретения гражданами базовых свобод, оказалась катастрофой для социальной инфраструктуры, призванной удовлетворять их потребности. В Киеве, чья инфраструктура рассчитана на без малого три миллиона жителей, сегодня проживает вдвое больше, и никто, сколько ни предпринималось попыток, не в состоянии их хотя бы просто подсчитать. И вопрос тут не только в статистике, но и в транспорте, детских садах, школах — услугах, которые предоставляет своим членам община, в обмен на уплачиваемые этими членами налоги...
Казалось бы, полезная инициатива — заставить наконец зарегистрироваться и платить налоги в городскую казну всех, кто проживает в нашем городе. Так что же здесь не так? Проблема в том, что, согласно действующему законодательству, городские чиновники даже в сопровождении наряда милиции, что бы там ни наобещал киевлянам заместитель мэра, без решения суда не имеют право переступать порог наших квартир. Передав своим постановлением на местные общины функцию учета граждан, Кабмин не подумал о мало-мальски дееспособном механизме, с помощью которого эти местные общины могли бы эти новые для них функции осуществлять.
А ведь казалось бы, проще простого, как во многих странах Европы, можно было бы заинтересовать этих самых граждан, чтобы они сами, без наряда милиции у закрытой двери, регистрировались при переезде. Как такое возможно? У нас никак. Вернее, пока никак. Пока Министерство социальной политики всеми силами упирается требованиям создать единый социальный реестр граждан, точно такой же, как Единый демографический госреестр. Без регистрации в котором по месту жительства в конкретной общине эти самые граждане даже за взятки не имели бы доступ не только к больницам, детским садам, школам, субсидиям, но и ко всем другим видам социальных услуг, льгот и выплат. Во многих странах ЕС это работает, а у нас... Как говорил в своей старой эстрадной миниатюре Михаил Жванецкий, это что же, «все конфеты, все букеты, всю власть взять и дурной машине отдать?!» Что Европе хорошо, для нашего чиновника смерть, тем более что конфеты и букеты для них давно нашли более материальное воплощение. Вот и будут ведомства до бесконечности пенять друг на друга, чиновники нести белиберду о квартирных рейдах, а воз городских проблем и дальше будет торчать в непролазной грязи. По крайней мере, в этом будущий 2017-й год нам никаких положительных изменений не принесет.