Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Летописец гуцульского космоса

21 сентября, 13:04

Такие талантливые, страстные и разносторонние люди, как Петр Шекерик-Доников - гуцульский общественный деятель, влюбленный в Великую Украину писатель, автор уже знаменитого (к сожалению, в узких кругах) романа «Дідо Иванчік» всегда имеют какую-то миссию в земной жизни.

Гнат Хоткевич вспоминал период активности парня в гуцульском театре: «Был молод, развит, много читал, умный. Человек, нужный своему народу».

Петр Шекерик, говорят, в основном ходил в гуцульском наряде. Но, думаю, не из-за чрезмерной этнографической сентиментальности, а как носитель дополнительных доказательств: «Мы, гуцулы, есть. Мы - частичка большой Украина, влитая в открытое море ее субэтносов». Он не терпел насмешек над гуцульской одеждой. Более того - еще и сам мог сильно посмеяться над недоброжелателями, будь то некоторые поляки, россияне или малороссы ...

Время его смерти неизвестно, поэтому нет привязанности к черной календарной дате, которая существует, но незрима, никем не оплакана.

Петр Шекерик-Доников рано женился. Имея природный ум, самообразованием получил важную систему знаний. Ведь, что греха таить, среди тогдашних гуцулов было множество неграмотных или малообразованных. А холодные вызовы и сквозняки ХХ века требовали гибкого и образованного ума, который часто увеличивал шансы на выживание (хотя далеко не всегда...)

Был хозяином и общественным деятелем, войтом в селе Жабье (сейчас районный центр Верховина), политиком и этнографом, солдатом и послом, украинцем-просветителем и гуцульским мольфаром слов. Написал более ста рассказов об опришках.

Еще юношей благодаря этнографу Луке Гарматию Петр знакомится с Иваном Франко, Гнатом Хоткевичем, Михаилом Коцюбинским. Последнему он помогает с этнографическими сценами «Теней забытых предков», подправляя неточности. Только советская власть, торопливо сориентировавшись после 1939 года, арестовывает 50-летнего мужчину, дата смерти которого неизвестна и поныне...

В романе патриот своей малой и большой Родины Шекерик-Доников изобразил бесконечный гуцульский жизненный космос, который медленно, но непрерывно начинает исчезать, привлекая и завораживая своим мягким мистическим светом, будто затонувшая Атлантида...

В романе тесно сплетен христианский и языческий мир, «старосветский» культ Солнца, реализм и аллегории, мистика и быт. Также в произведении «Дідо Иванчік» есть три сюжетные линии, которые дополняют друг друга. Конечно, существует проблема с языком романа, потому что он написан настолько «старосветским» наречием гуцулов, что даже они сейчас понимают далеко не все слова и смыслы... Поэтому не помешает и перевод этого романа на современный украинский литературный язык.

Его первая супруга преждевременно умерла. Вторая - Параска Гапчук - после того, как ее муж умер, замученный допросами или пропал без вести в дебрях «непроходимой Сибири», закопала рукопись его романа - до лучших времен - на 60 лет в бидоне.

И земля приняла ее - рукопись не истлела. В 1999 году, когда столетие подходило к концу, дочь Прасковьи от второго мужа все-таки передала эту рукопись в гуцульская издательство в Верховине, где она вышла только в 2007 году, будучи сначала локальным литературным событием. А потом колесо переизданий закрутилось довольно быстрым темпом.

Большой миф и большая правда о гуцулах дождались своего воскресения из земного плена. Рукописи не тлеют? Многие знатоки истории гуцулов и просто «гуцулофилы» считают этот роман пока лучшей книгой об этом субэтносе.

Петр Шекерик-Доников завершил своего «Діда Іванчіка» за три недели до ареста. Кстати, Леся Украинка тоже написала «Лісову пісню» незадолго перед смертью. Иван Франко написал «Мойсея» перед своими страшными последними десятилетиями жизни.

Если считать гуцульскую жизнь, верования и обычаи не только этнографическими диковинками, тогда роман «Дідо Иванчік» достигает, по значимости и художественности зафиксированного, уровня великих произведений украинской литературы. Роман был завершен в день рождения автора - 20 апреля 1940 года.

Дед Иванчик умер:

Питаютси усі люде:

Де Иванчік дівси?

Йиму в Річці на цвинтари

Гріб зазеленівси

Не прошло и месяца, как Петра Шекерика-Доникова и его сына (ему позже удалось - дорогой ценой - спастись) арестовали. Неизвестно, узнаем ли когда-нибудь точно время и место смерти Петра Шекерика-Доникова, сосланного в Россию. Но я уверен, что даже с последним дыханием этот писатель, воин за соборную Украину и хранитель гуцульской «старины» не отступил, не имитировал, не сломался.

 Его ласковое сердце было выковано из сверхпрочной стали.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать