Перейти к основному содержанию

Луганские СМИ - без права на крик

18 июня, 14:14

Когда недавно я спросил одного умного и начитанного человека, который не только умеет отличить Гегеля от Бабеля, но и РГД от ПЗРК, о том, что сейчас его не устраивает на раскладках газетных киосков Луганска, он, не колеблясь, ответил: отсутствие сигарет. Действительно, в последнее время с сигаретами в городе стало туго. С прессой так же, но это мало кто заметил. А в последнее время и киоски не всегда открываются, ведь киоскеры тоже люди и им иногда тоже страшно выходить на работу, когда нечего ответить человеку с автоматом на «Дай закурить».

История луганской прессы - это классический рассказ о рецепте домашнего самогона. У одних он кажется качественным и вкусным, у других получается только шмурдяк. Кто-то нахватался звездных апломбом, кто-то скромно тянет печальную лямку корреспондента пописывая в стол никогда не издававшиеся стихи. Было время, когда в Луганске на кухнях определенных редакторов у окна над вечерним Луганском засиживались,попивая кофе с коньяком и пуская в форточку дым крепких сигарет, Петр Шевченко, Юрий Щекочихин, Михаил Жванецкий... Творческая интеллигенция в среде пролетарского города жила всегда по своим законам, в своем мире и, конечно, не могла ограничиваться пределами Луганска. Здесь во вдохновенном энтузиазме рождались невероятные идеи, а во время исторических изломов журналистика иногда неосмотрительно становилась слишком смелой. Я бы даже сказал, смертельно смелой. Чего стоит только ужасная смерть упомянутого Петра Шевченко. Новые же политические реалии и новые запросы превратили полосы газет в рыночные ниши, где за некоторыми строками можно было услышать звон монет за проданные творческие души. Но это история... История, которая, как известно, всегда повторяется.

Луганская пресса сейчас - это высушенное болото. Писать в Луганске о Луганске беспрепятственно и без проблем для здоровья здесь можно при наличии аккредитации в канцелярии человека, называющего себя главой «ЛНР», -  Валерия Болотова. А это высшая степень доверия «партии», гарантирующая целостность фотокамер и собственной безопасности при освещении событий.

- Слышь, тыктотакой? Журналист? Какойтыжурналист без этого... бейджика? Идиотсюда! Не снимай! - распорядился как-то один из блюстителей «правды» моему коллеге.

Чтобы не пришлось лишний раз объяснять тем кто «без бейджика» прописные истины диктаторского режима, 10 июня с напряжением читающий с листа Болотов, пригласил редакторов изданий Луганщины в захваченнуюОГА. Редакторам прямо намекнули о необходимости единого курса в освещении событий, верности линии партии и вообще следовании«идеалам революции». Учитывая, что большинство изданий и без того принадлежат бессменным владельцам региона, нареканий особых не было.

Всеукраинские издания в Луганске заметно поредели, хотя и раньше это в основном были или глянцы о красивой жизни из неизвестного мира гламура, или журналы для тех, кто еще не заработал свой первый миллион. Общеполитические издания грешили превращением действительности в карнавал сенсаций и ярких картинок. И все это, конечно, на русском языке, за исключением журнала «Тиждень»  и полуукраиноязычной газеты «Комуніст». Да, они умеют быть понятными для всех... Хотя сейчас это уже не обязательно. Основательная аналитика тут никогда не котировалась. Насыщенные содержательными статьями издания зачастую оставались нераспроданными, а потом и вообще перестали появляться на полках за редким исключением.

Поэтому, конечно, в условиях «полпотовского» режима в болотовской вариации единственным средством возможности более-менее полноценной реализации в сфере журналистики является интернет. Блогерство начало расцветать. Причем ограничение в медийной среде Луганска на фоне бурных событий спровоцировало всплеск журналистики за рамки безопасности. У многих, как говорится, терпение лопнуло. Но и «за базар ответишь» - это не просто выражение, это отбитая печень в подвалах захваченного СБУ и заголовки, написанные кровью.

Если раньше фейковые страницы в социальных сетях и тайные блогерские аккаунты зачастую были признаком источников грязных выбросов в политической борьбе, то сейчас псевдоним стал единственной возможностью и высказаться, и сообщить, и полноценно осветить событие без проблем. Все это, конечно, не гарантирует объективности и в основном далеко от профессионализма, но так или иначе именно блоггеры являются альтернативными поставщиками информации о событиях. Официальные издания, как известно, уже давно взяли на вооружение ссылки на цитаты из высказываний «известных блогеров».

- Среди  настроенных позитивно по отношению к Украине СМИ можно выделить только несколько местных сайтов, некоторые всеукраинские ресурсы и много национальных сетей радиостанций, которые дают в своих выпусках новостей объективную картину событий и называют вещи своими именами, - говорит один из местных журналистов, попросивший  не называть свое имя. - Явным оплотом пророссийских настроений в Луганске является телеканал ЛОТ. Бенефис всего - это появление в прямом эфире телеканала Болотова. Многие СМИ просто боятся прихода в редакции вооруженных людей, поэтому притаились и ждут, когда все закончится.

Кроме ЛОТа, который снова возглавил бывший глава пресс-службы Януковича Родион Мирошник, прославившийся позорным термином «недораса», пророссийские настроения транслирует телеканал ЛКТ. А какие еще настроения может транслировать канал, оставшийся в эфире? Оппозиционный канал «ИРТА», принадлежащий упорном врагу Александра Ефремова экс-регионалу Владимиру Ландику, сначала еще в марте попал под бандитское нападение желающих «слышать правду», а в мае вообще был запрещен как враждебный к новому режиму.На его частоте теперь транслируется российскийLifenews.

Разумеется, существующие сейчас в Луганске печатные и телевизионные СМИ полностью подчинены тем, кто приезжает в Киев в собственных вагонах и кого приглашают на инаугурацию Президента. В этом плане дипломатический Киев демонстрирует определенную наивность. Диалоги с теми, кто по своей природе склонен закрывать рот целому народу (а именно они называют луганчан отдельным, отнюдь не украинским народом), - это фантазия. С другой стороны, я не чувствую, что Луганск стонет от такого к себе отношения. Луганск готов жить в болоте с Болотовым и с закрытым ртом, лишь бы не били. Но, к сожалению, так не бывает. Бьют и будут бить. Без права на крик. Ведь «рабов много не бывает», как написано на стене в центре Луганска.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать