Математика в школе не нужна
Гораздо важнее уметь копать бульбуУ президента Беларуси Александра Лукашенко забот полон рот. С деньгами становится очень сложно и даже плохо. На совещании с экономическим блоком он пригрозил директорам убыточных предприятий местами не столь отдаленными.
Еще совсем недавно в Беларуси гордились тем, что по возможности сохранили государственный сектор в промышленности и колхозы в сельском хозяйстве. Теперь это выходит огромным бременем для бюджета, так как в своем большинстве они неэффективны и требуют государственной поддержки, а фактически содержания.
С некоторых пор правительство начало уменьшение поддержки государственным предприятиям. Не от хорошей жизни. И не только потому что денег в казне все меньше, а и по требованию международных финансовых организаций. От них надеются получить кредиты, чтобы иметь возможность оплачивать огромные долги, накопленные в прошлые годы.
Проблемы в экономике и финансах заставляют бацько Лукашенко заниматься и другими вопросами. В частности, системой образования. Президент озаботился тем, что в школе слишком много внимания уделяют математике и другим предметам естественного цикла.
По его мнению, возмутительно, что они учат, как ему кажется, оторванные от жизни предметы. В самом деле, синусы, косинусы и прочие тангенсы только забивают голову ученикам, а вот практически они не могут лампочку вкрутить в люстру или починить чайник или кофеварку. Не учат их в школе пользоваться рубанком, фуганком, стамеской и долотом. Девочки после школы не могут пожарить яичницу. Из-за этого рушатся семьи.
Занялся президент и школьной литературой по подготовке учащихся. «Недавно я посмотрел, как в восьмом классе изучают биологию: слушайте, полкурса – черви!». Вывод ясный и простой. Научили детей четырем действиям арифметики, причем делением в столбик уже не обязательно, и достаточно. Все равно на калькуляторах и компьютерах считают. Стоит ли всей этой непонятной премудростью голову забивать. Кто в жизни уравнения да еще квадратные, решает. То ли дело уметь правильно бульбу копать.
Конечно, совсем без математики вроде бы и нельзя. Как-то несовременно выглядит. Так и быть особо одаренным в этой непонятной науке с ее птичьим языком из формул, теорем и символов дать факультатив. Пусть развлекаются в свободное от практических занятий с топорами и рубанками время.
Все остальное отнести в вуз. При этом там тоже не сильно увлекаться теориями. И математикой в первую очередь. Это даст возможность сократить сроки обучения и сэкономить для государства так необходимые ему средства.
Бывший председатель колхоза Александр Лукашенко хитрый и изворотливый вполне под стать своему российскому коллеге Владимиру Путину. Оба слишком долго находятся у власти, но при этом остались в прошлой советской эпохе аналоговой техники.
В свое время американский президент Джон Кеннеди, в отличие от Александра Лукашенко, озаботился тем, что в школах не уделяют должного внимания изучению математики. Даже удивительно, что такой стране, практичность граждан которой вошла в поговорки, занялись царицей наук. При этом никто не стал заботиться о практической подготовке и рассказами о том, что такое рубанок и как вкручивать лампочку в люстру.
Что и говорить отсталая страна Америка. Занимается непрактичной математикой и червями в биологии, а по количеству нобелевских лауреатов продвинутая Беларусь и рядом не стояла.
Странно все это выглядит. Непрактичные американцы налегают на усилении теоретической подготовки в школах и университетах, а практичный белорусский бацько хочет двигаться в противоположном направлении.
Теперь самое время отгадать загадку или, если хотите, сделайте прогноз. Какая страна в перспективе будет в авангарде цифровой революции и внедрении искусственного интеллекта. В которой доля физики, химии и, конечно, математики в школьном и университетском образовании постепенно увеличивается или та, где научат чинить кофеварки, вкручивать лампочки и жарить яичницу. Ответ, кроме как для президента Беларуси всем очевиден.
Математика не просто царица наук. За абстракцией ее образов и положений, внешней оторванности от реального мира скрывается глубокая практичность ее аксиом и теорем. Нет ни одного даже самого абстрактного раздела математики, который бы не имел выхода в практику, инженерные, экономические разработки.
В свое время советский математик и полярный исследователь Отто Шмидт написал статью «Математические законы денежной эмиссии». Оказалось, что количество денег и их функционирование определяется решением дифференциального уравнения. Это ли не торжество утверждения о практичности хорошей, в нашем случае математической, теории.
Конечно бывшему водителю автобуса венесуэльскому президенту Николасу Мадуро не до дифференциальных и прочих уравнений. Возможно потому что он не понимает предела безудержной денежной эмиссии, что привело к инфляции с шестью-семью нулями. Не к этому ли хочет привести Беларусь Александр Лукашенко с его упором на практику в ущерб теории.
В передовых всегда были страны, которые вкладывали средства в образование и медицину. При этом всегда отдавалось предпочтение фундаментальным наукам, потому что инженерное дело, финансы и экономика в первую очередь требуют дисциплины мышления. Без изучения геометрии в школе и затем математики достичь этого просто невозможно.
Создатель кибернетики Норберт Винер был профессором электротехники в Массачусетском технологическом институте — одном из самых престижных учебных заведений мира. По его собственному признанию он не мог починить электрическую железную дорогу маленькому сынишке своего коллеги. Кто сейчас об этом знает. Зато о его вкладе в науку и создание принципиально новой техники будут помнить. Не случайно свои мемуары он назвал «Я — математик». И созданная им наука оказалась очень практичной.
Для президента Беларуси важнее уметь копать бульбу. Как говорится, suum cuique — каждому свое.