Перейти к основному содержанию

«Матильда»: «мыло» вместо истории

27 октября, 14:49

По большому счету, «Матильда» Алексея Учителя - это действительно этакая «мыльная мелодрама» на историческом материале, которая, безусловно, может иметь успех у российских зрителей. Но режиссер-то претендовал на то, что он снимет кино одновременно и для широкой публики и для фестивалей. Для широкой публики частично получилось, а вот «серьезного», фестивального кино – на наш взгляд, нет. Персонажи, которых в фильме зовут Матильдой Кшесинской (Михалина Ольшанска) и императором Николаем II (Ларс Айдингер), объединяют с реальными историческими личностями только имена и портретное сходство. Православные активисты зря волновались – персонажа Айлингера очень трудно воспринимать как настоящего Николая II. История их отношений с героиней Ольшанской вполне вымышлена и с реальными отношениями балерины и наследника престола ничего общего не имеет.

Зато в духе «народной мелодрамы» введены «темные силы», которые стремятся противодействовать роману императора. К ним относятся невеста, а потом жена Николая Аликс, она же императрица Александра Федоровна (Луизе Вольфрам), начальник охраны Николая полковник Власов (Виталий Кищенко) и спирит, психолог-садист и авантюрист доктор Фишель (Томас Остермайер), которые делают все, чтобы любовники больше не встретились, не останавливаясь перед взрывами, пожарами, пытками, наведением порчи и убийствами. А еще есть поклонник Матильды поручик Воронцов (Данила Козловский), безнадежно в нее влюбленный и пытающийся убить Николая. Все эти страсти должны привлечь внимание широкого зрителя. Равно как и роскошные интерьеры в стиле конца XIX века, чтобы показать Россию, которую мы потеряли в результате революции. При этом в фильме нет никаких психологических и иных художественных мотивировок: почему Матильда и Николай любят друг друга, почему Николай любит (или не любит) Аликс и т. д.

Что же касается того, что претендует на «серьезную» составляющую картины, то она сводится к настолько примитивному и прямолинейному символизму, что воспринимается как пародия и вызывает только смех. Главный символ – это царская корона, которую по ходу фильма постоянно роняют, в том числе в сцене пролога и эпилога, когда во время коронации Николай, увидев прорвавшуюся на церемонию Матильду, падает в обморок. Да и сами главные герои падают очень часто. Особенно смешно падает Николай, который вообще представлен каким-то недотепой, при появлении которого испытываешь неловкость. Такому не то что государством управлять, а вообще непонятно чем может заниматься. Разве что новейшее искусство синематографа в России популяризировать. И даже фильм «Прибытие императорского поезда» показывать. А в момент, когда к экрану подбегает в расстроенных чувствах Аликс, на экране появляется под титрами Государя огромный русский медведь, который до смерти пугает немецкую принцессу. И тут же сквозь экран продирается настоящий медведь, вернее, великий князь Владимир Александрович (Виталий Коваленко) в шкуре медведя. Это можно понять как намек на то, что монархию в России погубила схватка с Германией – Первая мировая война. А Владимир Александрович, дядя Николая, считался его «злым гением», так как оказывал на племянника огромное влияние. Владимир Александрович был главным организатором расстрела рабочих в «кровавое воскресенье», что спровоцировало Первую русскую революцию и ускорило гибель династии.

Только в фильме Учителя Владимир Александрович наделен внешностью другого великого князя, Сергея Михайловича, который в действительности был любовником Матильды после ее романа с императором и, будучи генерал-инспектором артиллерии, на «откаты» от контрактов на производство артиллерийских орудий и снарядов построил для Кшесинской знаменитый особняк, в 1917 году ставший штабом большевиков. В фильме же Владимир Александрович является любовником балерины Пьерины Леньяни (Сара Штерн), соперницы и ненавистницы Матильды, в фильме – орудие «темных сил».

Символично и крушение царского поезда из-за того, что пьяный мужик оставил на железнодорожных путях лошадь с возом дров. Империи достался плохой народ, вот она и не выдержала. И там же сцена, когда император Александр III (Сергей Гармаш) удерживает крышу покореженного вагона, чтобы из него успели выбраться люди. Это символизирует его неимоверный труд по управлению империей, которую Александр III успел «подморозить», по выражению Константина Леонтьева. Вообще этот император – единственный положительный герой в картине Учителя, и умирает он здесь от последствий того колоссального перенапряжения, которое вынес, когда держал крышу вагона (управлял империей), а не от последствий банального алкоголизма, как было на самом деле. Александр, умирая, тщетно советует сыну держать подданных в кулаке. Тот на такое был органически не способен.

В фильме есть еще эпизод, когда Николай вместе с великим князем Андреем Владимировичем (Григорий Добрыгин), будущим мужем Кшесинской, рискуя сорваться в воду, несется на автомобиле с бешенной скоростью, чтобы спасти Матильду, которую похитил безумец Воронцов. Это напоминает слова одного из лидера кадетов Василия Маклакова, сказанные в 1915 году, - о «безумном шофёре», который «править не может», «ведёт к гибели вас и себя», но «цепко ухватился за руль» и не пускает людей, «которые умеют править машиной». Маклаков тогда убеждал, что вырывать руль у «шофера» не стоит, так как это может привести к гибели пассажиров, а надо отложить разборки с властью до победы в войне. Кстати, хотя поручик Воронцов из аристократов, но больше походит на типичного русского мужика, вроде Распутина, а его похищение Кшесинской и последующий за этим пожар олицетворяют грядущий пожар революции, в основе которой – крестьянский бунт. И когда Николай оплакивает жертвы Ходынки, он поджигает грандиозный фейерверк, тоже предрекающий революционный пожар. В фильме Николай всерьез размышляет о том, чтобы отречься от престола и соединить свою судьбу с любимой Малей. А та ему прямо говорит, что так и надо сделать, а то быть беде, поскольку царствование добром не кончится. И финальные титры повествуют, что Николай и Александра 24 года жили в счастливом браке, имели детей, а в 1918 году вместе с семьей были расстреляны. Матильда же вышла замуж за Андрея Владимировича и прожила 99 лет.

«Матильда» на «серьезное» кино никак не тянет, зато идеально укладывается в формат сериала. И Алексей Учитель уже признался, что работает над тем, чтобы смонтировать из отснятого материала сериал.

Борис СОКОЛОВ, профессор, Москва

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать