Меньше пафоса, друзья!
«19-25.04.2019»«Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа»
(с) Фаина РАНЕВСКАЯ
В силу кажущихся параллелей, фильм «Темные времена» сыграл с Украиной плохую шутку. В первую очередь, с находящимися у власти и рвущимися к власти элитами, которые наперебой стали отождествлять себя с главным героем. И главная проблема тут не в том, о чем уже минимум сотню раз до меня писали, что Черчилль это ключ, подходящий в хронологически строго отмеренное Господом время к строго одной конкретной двери. В чем неоднократно убедились сами англичане, подчас, как в Галлиполи, с самыми катастрофическими последствиями для страны. Дело тут еще и в том, что, для того чтобы стать вторым Черчиллем, мало вести себя как актер изображающий из себя Черчилля в единственном просмотренном вами фильме о Черчилле.
Во-первых, никто из вас даже отдаленно не Гэри Олдмен, в том числе и единственный, кто, как ему кажется, «типа» профессиональный актер. Во-вторых, потому что реальная жизнь очень далека от красивой экранной картинки, и, для того чтобы сдвинуть с места завязнувшую в непролазной апатии страну, на самом деле недостаточно прочитать одну (равно как и сто) очень пафосную речь. Сейчас, на поле проигранной битвы за президентское кресло, на Банковой задаются вопросом, почему не сработали, ставшие основой избирательной кампании его железная воля и византийская, в хорошем смысле, дипломатия Порошенко в противостоянии с Россией, Томос и Безвиз. Увы, реальная жизнь не исторические пьесы Шекспира, сколь эпохальным нам ни казался бы переживаемый страною момент. «Интересное время» обывателя скорее пугает, потому не стоит ему лишний раз о нем напоминать.
«Я вже й тоді проголосувала за Пороха, і зараз за нього проголосувала б... Але я вже не можу... Виступає... Напиндючиться, і руками своїми робить ото так». — Это не из юморески, это вполне реальный послушанный мною персонаж. Персонаж из самого простого народа, который воспринимает события не через разум, то есть даже не через поток негатива в СМИ, а через фильтр собственных эмоций, и потому очень чуткий ко всякой, тем более регулярно повторяемой, фальши, назойливо тиражируемой через вездесущие электронные СМИ. Фильм о Черчилле снят через многие годы, и, отождествляя себя с этим историческим персонажем, не стоит говорить о событиях и своих в них заслугах так, будто ты оцениваешь их из другой эпохи, со стороны.
Историки часто рассуждали, что Гитлер недооценил телевидение как средство пропаганды. Не знаю как Гитлер, но вот Черчиллю с отсутствием телевидения повезло. Его гордыня, граничащая с манией величия, пафос его выступлений, очевидные коллегам по истеблишменту (отсюда и их скептицизм в его адрес) не настолько бросались в глаза, а потому и не так быстро надоели англичанам. Многократно повторенные с экрана, они вмиг подорвали бы его авторитет. — Пафос как риторический прием приемлем, но в строго отмеренной дозе, и, как говорится, строго по рецепту врача.
В чем еще магия Черчилля для нынешнего руководства Украины, так это в том, как череда Дебальцевых и Иловайсков (Дюнкерк, Сингапур, Эль-Газала, Дьеп только самые известные из них), годами преследовавших его военный кабинет (не говоря уже о карточках и других «прелестях» войны), не подорвала его поддержку народом. Виной тому ежедневные нацистские бомбардировки, которые помогали англичанам сконцентрироваться на главном, тогда как первая же спокойная ночь в сочетании с весенним теплом навели их на мысль, а не пора ли и честь знать их такому замечательному под огнем врага вождю. Великие люди обывателя утомляют. Чтобы решиться избавиться от Черчилля, англичанам достаточно было просто выспаться одну единственную ночь. Пока война с Россией для большинства украинцев ограничивается телевизором, Черчилли им не нужны.
Так что, друзья, любите Украину в себе, а не себя во главе Украины. Ну и, поменьше отождествляйте себя с историческими персонажами, чтобы нам не пришлось продолжать этот неприятный разговор, когда героем очередного нашумевшего фильма станет Юлий Цезарь или, не приведи господь, Наполеон.