Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Место силы. Краматорск

09 октября, 23:05

— Жить хочется, как никогда, — говорит моя попутчица, которая тоже села в Харькове. Мы едем на утреннем поезде, который, кажется, вот-вот развалится, и до Краматорска докатятся одни колеса.

У Валентины (так ее зовут) был большой дом и бизнес в Горловке. Начинала с работы в цехе в ночную смену, а затем открыла свое дело. Когда пришла война, она кормила у себя первых беженцев, которые прибивались в город. Люди бежали из более опасных городов в менее опасные, а затем снова были вынуждены ехать. Когда в ее дом попал обломок снаряда, она тоже его покинула.

— Ценности теперь другие. Хочется просто смотреть, как растут внуки, работать. Лишь бы было спокойно, — ее вдохновения и энергии хватит на десятерых. Она нигде не пропадет в любом городе, но хочет вернуться домой.

В последние дни я встречаю многих людей, которые хотели бы вернуться. Они тоскуют по своим городам, в которых им было хорошо. Когда-то об этом думали краматорчане, которые во время оккупации города покинули свои дома. Но были и такие, которые во время военных действий находились в Краматорске, потому что не хотели просто так его отдавать. Среди них и этот парень, скажем, его зовут Сергей, и он мне показывает места боевой славы и бесславия.

— В детстве мне часто снилась война. А потом война началась, и приснился другой сон — что за нами идут. Папа сказал: «Собирайтесь — Сергею сон приснился!» — Он смеется. — Ночевали мы в другом месте.

Это вступление к истории партизанщины в Краматорске состоит из вереницы маленьких рассказов о том, как собиралась информация о расположении техники врага и передавалась украинским военным, о том, как погибали ближайшие друзья, о том, как люди добывали воду и пищу. История, которую пересказывать опасно для самих местных партизан, но нам нужно знать, что движение было, и что эти люди заслуживают уважения.

Тогда люди жили внутренним ощущением опасности, они прислушивались к интуиции, поэтому так часто встречаются случаи чудесного спасения. И если бы не было людей, которые действуют иногда иррационально, трупов в посадках и под обломками домов было бы больше.

В Краматорске теперь находится Донецкая облгосадминистрация, а среди интеллигенции ведутся разговоры о том, стоит ли, чтобы после войны областной центр находился в Донецке.

— Донбасс делится на Север, Центр и Юг. Мы разные. Для того чтобы попасть в Краматорск при Союзе нужно было пройти конкурс, поэтому сюда попадала интеллигенция. В центре и на юге совсем другая история...

Они чувствуют силы, которые могут что-нибудь изменить. Мне вспоминают легенду о горе Карачун, битве князя Игоря с половцами, которая проходила недалеко от Славянска и Краматорска, а еще — Булавинское восстание. Вспоминают и войну, которая была у них в городе и которая от них ушла. Они знают, что здесь — место силы, и этому поспособствовали исторические события, которые здесь происходили сотни, а то и тысячи лет назад.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать