Перейти к основному содержанию

Между Мюнхеном и Брестом

«12.09-18.09.2014»
18 сентября, 17:32

Кого из нас в детстве не запугивали взрослые разными историями о том, что случается с непослушными мальчиками или девочками. Мальчики и девочки вырастают, но страшных историй не становится меньше. Когда-то взрослых пугали картинами Страшного суда, — первая такая попытка, предпринятая еще в середине 40-х годов ХІІ века при росписи Кирилловской церкви, настолько удалась, что с тех пор мало какой провинциальный храм в Украине обходился без подробной ретроспективы адских мук, напутствовавшей верующих в соблюдении мудреных жизненных правил. За последний век место Священной истории в сознании общества заняла история национальная, как и ее предшественница, полная назидательных и ужасных историй, заботливо подобранных ее составителями в учебные программы с целью назидать и поучать доверчивые народы. И вот, на волне всеобщей исторической безграмотности, заботливо воспроизводимой системой школьного образования, в темных углах обывателю мерещатся уже не бесы  или народы Судного дня Гог и Магог, а фино-угро-монгольские москали и фашисты, только слепоглухонемой еще не сравнивал Путина с Гитлером, а в каждой новой попытке остановить российскую вооруженную агрессию дипломатическим путем украинцы видят призрак нового Мюнхена. Еще в пору господства Священной истории нас приучили, что история имеет свойство повторяться, мы бесконечно оглядываемся в прошлое в поисках объяснений того, что видим сегодня, но находим лишь прецеденты негативной истории, череду национальных катастроф, — как принято излагать историю Украины сегодня. Руина, рабство под властью империй, Голодомор, неоднократные неудачные попытки построить собственное государство... Неудивительно ли, что и в сегодняшнем дне большинство украинцев видит лишь предвестье очередной катастрофы, — они просто не знают, а как может быть иначе. Их не научили, как может быть иначе.

•  Да что там давнее прошлое! Весь негативный опыт политической жизни страны в последние два с половиной десятилетия научил наш народ разве что полному недоверию к политикам, впрочем, не избавив при этом от детской привычки с легкостью покупаться на дешевые, но яркие фантики, хоть знаем уже, что внутри не сладкая конфета и даже не хлебный мякиш. Вот, скажем, несмотря на снижение электорального рейтинга Радикальной партии, в тройку лидеров общественного доверия попал Олег Ляшко с результатом ни много ни мало 45,1%. Больше чем Ляшко наш народ доверяет разве что премьеру, Президенту и Церкви, и это доверие, нужно признать, ни за какую гречку не купишь. Времена политических триумфов гречки прошли, и, как убедительно доказывает путинская Россия, красиво поданная в средствах массовой информации ложь убедительней всякой правды. Главное — часто говорить и столь же часто мелькать в героических ролях в политических короткометражках. И, что совсем хорошо, делать умное лицо при этом совершенно необязательно, а ведь это единственное, что плохо удается герою общественного доверия.

•  Президента же, наоборот, упрекают в том, что он мало общается с украинцами. Какие-то инициативные молодые люди, впечатленные просмотренной ими в детстве российской социальной рекламой середины 90-х «Помаши маме ручкой», даже запустили национальный флешмоб «Порошенко, поговори с народом». Собственно, не совсем ясно, хотят ли они, чтобы Президент говорил или только слушал, а если слушал, то кого именно. Начав эту колонку с исторических прецедентов, тут я далеко за примером ходить не буду. В совсем недавней на нашей с вами памяти истории был уже один президент со склонностью к общению. Первые месяцы своей единственной каденции Виктор Андреевич Ющенко любил в конце рабочего дня выйти на улицу Банковую перед зданием Администрации Президента и от души по-горбачевски пообщаться с народом. Сперва эти встречи собирали по несколько сотен любопытных, потом — десятки, пока, наконец, на опустевшую улицу Банковую не пришла уже оставившая этот мир бабка Параска и не произнесла единственную умную вещь, прозвучавшую за все месяцы этих разговоров: «Ты все просрал». Остававшиеся Виктору Андреевичу после этой фразы четыре года президентства исторического значения уже не имели.

•  Этот небольшой исторический опыт прекрасно демонстрирует, что не всякое общение президента с народом имеет смысл. Если за словами президента нет реальных дел, если то что говорят ему люди не задерживается в пространстве между ушами президента, такое общение может иметь разве что сакральное значение. Ну, скажем, в средние века верили, что короли умеют прикосновением исцелять золотуху... Впрочем, ни за одним президентом во всем мире пока никаких чудес не наблюдалось, разве что за российским. Кто знает, возможно, Владимир Путин поцелуями в животик лечит у российских детей воспаленный аппендикс, но вряд ли именно этого ждут организаторы флешмоба от украинского Президента.

•  Знатоки истории любят блеснуть эрудицией, вспоминая, что первым регулярно разговаривать с народом стал американский президент Франклин Делано Рузвельт. В воскресенье 12 марта 1933 года, чуть более чем через неделю после вступления в должность, Рузвельт впервые обратился к американцам по радио, собрав 60-миллионную аудиторию и заложив традицию регулярных воскресных выступлений президента, получивших название «беседы у камина». К моменту инаугурации Рузвельта Америка уже четыре года находилась в глубочайшем за свою историю кризисе, совпавшем с пребыванием на посту президента— республиканца Герберта Гувера. Большинство учебников, энциклопедий и авторитетных биографий категорично утверждает, что Франклин Делано Рузвельт на посту президента осуществил переворот в экономической политике («Новый курс»), позволивший США со временем выйти из кризиса, в чем немалую роль сыграли «беседы у камина». Впрочем, на поверку, кроме пресловутых «бесед», да еще отмены всемирно печально известного Сухого закона, Рузвельт не предпринял в борьбе с кризисом ровным счетом никаких действий, каких бы не предпринимал Гувер. Он только просто, доходчиво, понятно для каждого американца объяснял, что делает правительство для решения той или иной проблемы. И какими безумными бы подчас ни были эти шаги, а из кризиса США вывел отнюдь не «Новый курс» Рузвельта, но только Вторая мировая война, после четырех лет безысходности в правление Гувера эти «беседы» восстанавливали доверие народа к власти и, чуть медленнее, потенциального инвестора к экономике.

•  В общем, секрет президентского успеха прост — сколько бы у тебя ни было за неделю выступлений перед Радой, Кабмином, международным сообществом, найди 15 минут, чтобы в формально неформальной обстановке объяснить людям, чем ты занимался все это время. С одним «но» — чтобы за твоими словами стояли хотя бы какие-то реальные дела, а не печерские нагорные проповеди в стиле Ющенко. Все твои реформы, все твои шаги на международной арене не стоят и ломаного гроша, если ты не сможешь убедить своего избирателя в том, что именно в них он нуждается. Помаши народу ручкой, поговори с ним, и люди потянутся к тебе, учит народная мудрость устами организаторов флешмоба. Ведь душевный разговор — лучшее средство от страха, который овладел сегодня украинцами. Ведь пока Президент молчит, народ пытается разобраться в происходящем сам, заглядывает за подсказками в прошлое и видит там только Мюнхены да Бресты. Что произошло в Минске, что означает закон об особом статусе «некоторых районов» Донбасса, даже советники — штатные спикеры власти — не сразу нашлись что сказать людям. Позорная капитуляция или передышка — ты не можешь сегодня ответить на этот вопрос прямо, хотя бы раздели с людьми их тревоги. Ведь политика — не спорт, а государство — не любимая команда. И народ не может быть лишь сопереживающим зрителем, который заплатил за билеты, — отдал голоса и в конце игры просто разойдется по своим личным делам. Пока народ слышит о Президенте только из выпусков официальных новостей, когда за него говорят лишь подписи под указами, 45,1% украинцев будут искренне верить, что АТО руководит какой-нибудь Ляшко. И потом — неизбежно, как некогда Рузвельт, кто-нибудь обязательно придет тебе на смену и назовет все твои дела своими. В век, когда шоу-бизнес правит политикой, у Президента не может быть роли без слов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать