Молебен лептонному богу
«29.09-05.10.2017»«Кругом враги!» — Если в двух словах, примерно такой была опубликованная на сайте вуза реакция ректора киевского педуниверситета имени М. П. Драгоманова Виктора Андрущенко на скандал вокруг принуждения студентов принять участие в праздничном молебне в честь Дня учителя. — «Это все приближающиеся перевыборы меня на должность ректора!» — И знаете, а я ведь верю, что он именно так и думает, что ректор Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова даже не понимает, а что же, собственно, не так, чего от него хотят.
Впрочем, я даже не знаю — не следил, как далеко ушло обсуждение этого факта за пределы «Фейсбука». Хотя есть уже и депутатский запрос, и запрос на имя министра, члена коллегии МОН: почему в государстве, где Церковь отделена в том числе и от образования, студентов вместо пар отправляют не в научный музей или библиотеку, а под угрозой отчисления — на молебен, пусть даже с Патриархом Филаретом, а не Кириллом, а студенток предупреждают юбочки и платочки надеть. Мне в этой истории одинаково неприятны и позиция руководства педуниверситета, и тот жалкий протест из трех человек, на который этот вопиющий случай подтолкнул студентов этого вуза. Знаете, неделю назад президент Франции Макрон выступал перед студентами Сорбонны — рассказывал им о своем плане реформы Евросоюза, так там, пусть даже без всякого повода, вышли на протест несколько сотен человек. Но не в Киеве. Здесь молчаливое студенческое большинство послушно надело юбочки и платочки, а ведь как подумаешь, что им через несколько лет детей учить!
Уже много об этом писали и говорили, что нельзя просто так какой-нибудь овощ или фрукт взять из-за рубежа и пересадить на нашу почву — и расти будет не так, и вкус не тот, и урожайность, несмотря на все черноземы, в разы меньше будет. Нужна акклиматизация, нужно четкое соблюдение технологии, нужна культура, пусть даже и сельскохозяйственного производства. С автономией университетов получилось так же. В Европе она веками обеспечивала интеллектуальные свободы, создавала фундамент научных, промышленных, социальных революций — собственно, создала западную цивилизацию, какой мы ее знаем. А на востоке континента автономию университетов поняли как уникальную возможность превратить вузы в заповедник коррупции и феодализма, а для ректоров — как способ в сладостной дреме встретить в ректорском кресле старческий маразм.
С чего начинается школа? Правильно, с линейки. Пусть теперь не в пионерском галстуке, а в вышиванке, прежде всего наша школа учит ходить строем. С начальной школой у нас как раз ничего, но средняя, кроме того, учит подчиняться авторитету некомпетентной посредственности, да простят меня немногочисленные приятные исключения из полумиллионного братства учителей. И традиции эти продолжает вуз, где никого не интересует результат — знания и умения заканчивающих вуз студентов. Украинский вуз — это сложная бюрократическая структура, в которой процесс, давно превратившийся в обряд, перевешивает по значимости результат. Автоматический конвейер по производству дипломов, а не специалистов, — стоит ли удивляться, что украинские вузы наладили и массовое производство диссертаций о лептонах и чудотворных лечебных свойствах икон.
Министр Гриневич пообещала начать реформу образования с младшей школы. Только ли мне кажется, что начало любой реформы образования — это педагогический вуз? На какие новые стандарты образования можно рассчитывать, если не только учителя-пенсионеры, но и приходящая в школы молодежь обучена разве что по первому требованию надевать юбочки и платочки — будь то торжественный молебен с патриархом или, как во времена Януковича, массовка митинга в поддержку провластных политических сил. Педагогический вуз на постсоветском пространстве — это краеугольный камень не только реформы образования, но и базовый уровень политической системы. Ведь где находятся избирательные участки? Правильно, в школах. Именно учителя и директора школ, что в России, что в Украине, встречают нас на избирательных участках, опечатывают урны, ведут подсчет голосов, подписывают протоколы. И если им снова скажут надеть юбочки и платочки, а они к этому приучены, в том числе и Виктором Андрущенко, со студенческой скамьи, очень может статься, что политическая сила, которую представляет Лилия Гриневич, как и все сторонники реформ, могут снова остаться без работы. Только бы ничего не поменялось в привычном образе жизни наших украинских феодалов, в их числе и феодалов-ректоров.