Перейти к основному содержанию

Может ли украинская женщина «иметь все»?

25 февраля, 21:31

Современный мир через терроризм и войны быстро скатывается к абсурдному бесчеловечному существованию. Зарубежные и местные СМИ львиную долю своих информационных программ посвящают смертям в самых разнообразных комбинациях и ситуациях. Эта «зачарованность на смерть» становится лейтмотивом нашего существования. По крайней мере здесь, в Украине, это уже хорошо ощущается.

Однако, к счастью, еще остались лакуны действительно «человеческих» проблем, связанных с повседневной жизнью. Эти проблемы разнообразные, разноуровневые и по-разному важны для современного человека, но они именно человеческие, они не о смерти, и уже поэтому интересны и полезны. Даже для психологической разгрузки. Среди таких жизненно-позитивных, смею утверждать, я о «классических» феминистских проблемах.

В свое время в европейской и американской прессе наделала немало шума статья высокопоставленной чиновницы из Вашингтона Энн-Мари Слотер о невозможности женщины «иметь все». Речь идет о возможности/невозможности для женщины в современном (имеется в виду, конечно, цивилизованном) мире иметь хорошую семью и престижную работу одновременно.

Некоторые отечественные издания в конце 2015 года перепечатали статью Энн-Мари Слотер, при этом подавляющее большинство украинских СМИ, которые отреагировали на упомянутую статью, победоносно объявили конец феминизма. Однако поднятая проблема для 99% украинских женщин и, думаю, примерно для 50% женщин в США находится и решается совсем в другой плоскости. И с гарантией не сводится к «концам» каких-либо «измов», тем более феминизма. (Кстати, если бы феминизм заканчивался каждый раз, когда очередной «бдительний» борец за чьи-то там «скрепы» это объявлял, женщины до сих пор и в цивилизованном мире только и знали бы, что вышивать крестиком ...).

Проблема заключается не в том, что современные женщины поняли невозможность без жертвования семьей выполнять работу высокой квалификации и гармонично сочетать дом и карьеру и снизили уровень своих притязаний. Главной, так сказать, антропологической проблемой для очень многих женщин, по крайней мере, украинских, является то, что они даже и не пытаются быть личностями с собственными жизненными стратегиями и профессиональными амбициями, и общество поддерживает их в этом, активно промывая женские мозги различными байками о «настоящей женственности», традиционной правильности, «святой» жертвенности и почетной «всегда вторичности».

Да и разве только у женщин, которые сделали стремительную карьеру, возникают проблемы с детьми или мужем? У традиционной «домашней» женщины их нет? Разве наши правильные «берегини», которые плывут по определенному жизненному руслу, а не натыкаются на подводные рифы недоразумений с ребенком-подростком или не страдают от мужчин-пьяниц? Почему же тогда напуганные феминизмом некоторые украинские СМИ и борцы за чистоту морали не кричат о крахе традиционализма, когда в традиционной семье муж пьет, бьет, гуляет, а сын в перспективе — в тюрьме?

Итак, действительно ли феминизм потерпел фиаско из-за того, что успешные женщины поняли, что в жизни нужно пожертвовать семьей ради успешной карьеры и «отступили»? А может быть проблема лежит несколько в другой плоскости? Возможно, она как раз и заключается в том, что (например, в украинском варианте) женщина-непрофессионалка в общественной жизни остается такой часто-густо и в семейной. К сожалению, таких исследований нет в Украине.

Проблемы же американского автора совсем другого уровня. Она пытается искать возможности выхода из конкретной ситуации, когда весь режим работы высокопоставленных чиновников подогнан исключительно под мужчин как таких социальных субъектов, для которых семья и дети всегда существуют как ценности второго или эн-рядного плана. Ведь такой расклад характерен для любого классического традиционного общества.

Очевидно, проблема американской высокопоставленной чиновницы не имеет ничего общего с украинским вариантом вечных споров между традиционалистами и модернистами в гендерных вопросах. Вот как сам автор этой громкой статьи пишет о том, почему возникла персонально для нее такая серьезная проблема: «Проработав полтора года первой женщиной-директором по планированию в Государственном департаменте США — на должности-мечты, я как-то находилась в Нью-Йорке на ежегодном собрании министров иностранных дел и глав всех государств ООН. Но в то же время не могла не думать о моем 14-летнем сыне, который 3 недели назад ушел в восьмой класс и взялся за старое — не выполнял домашние задания, срывал уроки, заваливал тесты по математике и игнорировал взрослых».

Энн-Мари Слотер предлагает и достаточно оригинальный способ решения этой проблемы: «Лучший способ улучшить жизни и преодолеть то, что Вульферз и Стивенсон обозначили как «новый гендерный разрыв» — который измеряется благополучием, а не зарплатой — это закрыть разрыв лидерства: выбрать женщину-президента и 50 женщин-сенаторов, обеспечить равное представительство женщин в корпоративном секторе и судебной системе. Только тогда, когда достаточное количество женщин получит власть, мы сможем создать справедливое к женщинам общество. Собственно такое общество будет справедливым для всех». Похоже на утопию? А между тем автор, как видно из текста, прекрасно знает реальную жизнь с ее проблемами.

Размышляя над принципами, которые действуют в цивилизованном мире в плане персональной позиции его лидеров и их отношения к семье и близких, Э.-М. Слотер пишет: «Почему мы должны поощрять лидеров, которые избегают личной ответственности? Возможно, лидеры, которые больше времени инвестировали в семью, лучше понимали бы цену собственным политическим решениям — то ли по вопросам войны, то социальной защиты — и их влияние на жизнь отдельных индивидов».

При просмотре некоторых комментариев в украинских СМИ возникало впечатление, что этой чиновнице пришлось покинуть Белый дом и пойти прямо в дворники или уборщицы, потому что нужно же было в семью приносить хоть какую-то копейку и детей поднимать! А между тем, она осталась «всего лишь» доктором (!) в престижном вузе.

Нам бы и нашему по-украински очень умеренному феминизму, который скорее является не феминизмом, а здравым смыслом женщин и мужчин с определенным уровнем культуры, думающим над проблемами современного мира, их проблемами! Когда они будут такие и у нас, тогда действительно можно будет говорить о гендерно сбалансированном обществе, построение которого, как известно, является одним из условий вписывания Украины в общее пространство Евросоюза.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать