На бис вызывают и до біса посылают
Как и на жизненной сцене, на театральной идет борьба за своего клиента. Особенно в массовой культуре, где сосредоточены широкие электоральные массы. Овладеть эмоциями большинства – цель дружественных и враждебных сил.
На бис вызывают и «до біса» посылают. Такова сейчас эстрадная действительность. От актеров и певцов (наших и приезжих) публика требует зрелищ и гражданственности. Те, кто учил в школе слова Н.Некрасова «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», считают выражение русского классика неподходящим для украинской эстрады. А кто учил Т.Шевченко «добре вигострить сокиру, та й заходиться вже будить» рассматривают концертные залы, как подходящее место для пробуждения сознания. Первые желают определить актеров в пансионат чистого искусства и не судить об их поступках вне сцены. Вторые требуют не допускать к украинскому зрителю коллаборантов и двурушников, независимо от уровня их профессионального мастерства.
– У меня есть свой зритель в стране. Почему я не могу петь и шутить для него? – взывают к демократической норме изгнанные со сцен мастера, обласканные автократией. Действительно… Залы же заполняются поклонниками легких жанров?! И мыльный сериал о сватах кому-то дороже родного брата. Чему тут удивляться? На поп-культурном субстрате московских стандартов выросло не одно поколение граждан, и зависимость от него скоро не уйдет. Поэтому не стану уподобляться полемистам из разных миров. Если одни хотят жить в своем, а другим он не нужен, то какой смысл спорить о границах свободы творчества и рамках поведения. Как мне кажется, гораздо важнее прецеденты.
Южнокорейский певец Пак Че Сан (PSY) – звезда мировой величины и известен в Америке не меньше, чем Элвис Пресли. Все его боготворили, в ООН принимали, и за всю историю You Tube его клипы были единственными с миллиардом просмотров. Но однажды, когда американский бронетранспортер случайно сбил насмерть двух корейских школьниц, PSY спел песню ненависти к армии США. Песню осудила пресса и общественность. Но имидж американского кумира не успел существенно пострадать, Пак Че Сан извинился перед солдатами Америки, искренне признал свою импульсивность, словом – раскаялся. Его простили на высшем уровне. Президент Б.Обама включил певца в состав участников рождественского концерта в Вашингтоне. Но все равно американцы забросали Белый дом петициями протеста. Гражданские чувства людей всегда выше эстрадных и театральных рейтингов. Такова субординация моральных ценностей в мирное время, не говоря уже о военном. Ни один народ не позволяет певцам в одном месте предавать и порочить его, а в другом собирать публику и гонорары. Если популярный певец Пико из Японии дома скажет правду: «Курилы – наши», не видать ему гастролей в Москве. А если в Москве соврет: «Kurile – is Russia», не видать ему дисков в стране Восходящего солнца. Хотя в мире нет равного Пико по способности петь разными голосами.
Но проблема проникновения эстрадных сквозняков в нашей хате – не только в самих сквозняках. Дворец «Украина» в Киеве, Украинский театр в Одессе, где проходят встречи с мастерами игры под чужую дудку, они же не частные заведения. Почему там двери держат открытыми для всех желающих собрать публику? Нельзя для любого идолопоклонства стелить дорожку в храмы национальной культуры. Названия же к чему-то обязывают. Понимаю, что желание заработать, сделать ремонт, заменить кресла, толкает учреждения на сбор средств с чужих полей. Нищенское финансирование Украинского театра в Одессе вот уже два года держит его в строительных лесах и в дебрях бюрократического леса, где ремонту не видно конца. Поэтому ненужные обществу концерты и срывы их в стиле уличных акций – производное от отношения нашего правительства к центрам украинской культуры. Правительству хочется, чтобы мы все делали своими руками: и реставрировали театры, и выгоняли из них нежелательных для покоя страны персон.
Мы не против такого демократического драйва, но с одним условием – пусть Минкульт присоединяется к ремонтам, протестам и ответственности за все происходящее на сценах. Иначе – зачем нам нужен Минкульт?