Не Зеленский болен страной, страна больна Зеленским
«15–21.05.2020»Если в гордонах, прошедшая в эту среду пресс-конференция Зеленского получилась где-то между Гиркиным и Януковичем. И это в общем-то не так уж и плохо, ведь все катится к тому, что очень скоро информационная политика Банковой будет измеряться в шариях.
Это и правда дико раздражало в его предшественнике. За всеми наигранными эмоциями, за всем пафосом Порошенко мы за 5 лет так ни разу и не увидели живого человека — только политика и озабоченного своим местом в истории государственного мужа. Теперь другая крайность — за роялем все тот же (по сравнению с настоящими профессионалами, уж простите мой перфекционизм, язык не поворачивается назвать его «юмористом» или «шоуменом») Зеленский, и ни разу за уже год при власти в нем так и не проступил президент.
Впрочем, я покривлю душой, если стану утверждать, что он за год так ничему и не научился. Сравнивая с будто оставшимся в чьей-то чужой жизни явлением тогда еще кандидата Зеленского на киевском стадионе, или с октябрьским пресс-марафоном, за этот год президент Зеленский стал несравнимо увереннее и наглее выкручиваться и юлить. Да так, что уже невозможно определить, где он просто играет дурака — как с ответом на вопрос о кумовстве, или на вопрос с Оманом, а где это уже не игра, и он и правда в заданном ему вопросе не просто не разбирается, но даже о чем его спрашивают не понимает.
Куда-то исчез и обаятельный молодой человек «из народа». Не дай Бог свинье рога, а мужику барство. — Красноречивый пример понимания сегодняшним Зеленским проблем простых украинцев в ответе на вопрос о минимальной зарплате. Хотя, конечно, можно предположить, что под «5—6 тысяч гривен это маленькая зарплата, но не бедность» он имел ввиду 5—6 тысяч гривен в день. Хм, а Банковую уже называли украинским Версалем? — «Нет денег на коммуналку — продайте собаку!», — такое ощущение, что устами президента заговорила, нет, не Мария-Антуанетта — ей фразу про пирожные вместо хлеба ошибочно приписали, а запомнившийся каждому украинцу «слуга народа» Евгений Брагарь.
Будто и не ушли с Банковой Андрея Богдана, никуда не подевалась ставшее за месяцы его регентства нормой хамское отношение к прессе. — Интересно, это было в Зеленском изначально, или же это тоже «благоприобретенный» им «капитал»? Конечно, от жалоб Зеленского на «наглость» Михаила Ткача еще далеко до разговора по поводу Гонгадзе между Кучмой и Кравченко. Но, как это однажды случилось с Генрихом и Бекетом, чем черт не шутит, как бы не нашлись непрошенные добровольцы «избавить» «от этого мятежного попа» и президента.
Ну и, конечно, этот дурно пахнущий диктаторскими законами 16 января и Россией упрек в адрес «Радио Свобода» в финансировании американским правительством от президента-верного прихожанина Церкви свидетелей «порохоботов» и «соросят». Причем последняя ассоциация была подкреплена Зеленским показавшейся ему хорошей идеей заимствовать у нашего восточного соседа порочную практику финансирования СМИ государственными корпорациями. Конечно, с одной стороны, взятие «Нафтогазом» на баланс такого государственного (читай президентского) телеканала сделало бы Зеленского менее зависимым от милости олигархов, но с другой, это превратило бы государственную корпорацию в спонсора его избирательной кампании, отбросило бы Украину в казалось бы ушедшее навсегда прошлое в соблюдении принципов свободы слова и независимости СМИ.
Ну и, к слову, о выборах. Как метко подметил Александр Голубов, даже оформление нынешней пресс-конференции украинского президента больше напоминало предвыборный брендинг. Да и с остальным... Хотя Зеленского спрашивали о роспуске Рады, то, что он говорил — больше не об уже сделанном (тут и правда хвастаться почти нечем), в основном он давал обещания что-то сделать в ближайшем, и еще больше в отдаленном будущем, главный озвученный им в среду тезис — о намерении баллотироваться на следующий срок, вместе создают впечатление, что это не парламентские, что президентские выборы скоро... Как будто перед нами не завершивший первый год обучения первокурсник, будто Зеленский уже более трех лет президент.
Впрочем, может дело не в планах на будущее? Пусть сама пресс-конференция и не была «теплой ванной», Зеленскому все еще трудно покинуть зону комфорта в другом. Ему так и не удалось разорвать психологическую пуповину с прошлогодней президентской кампанией, когда политикам-дилетантам казалось, что должность президента это легкая прогулка, что она дастся как и несколько месяцев избирательной кампании легко. И вот, после года разочарований он раз за разом разыгрывает перед зрителями ту единственную выигранную им битву. Ну а почему бы и нет, если его избиратель уже давно приучен концертами «Квартала» к телеповторам.
Впрочем, на пресс-конференции все же опробовали и некоторые технологии на будущее. В ответ на вопрос журналистки «NewsOne», почему так и не настал обещанный «конец эпохи бедности», президент сослался на мировой экономический кризис (напомню, на самом деле, стремительное падение показателей украинской экономики и наполнения бюджета начались за несколько месяцев до кризиса). Пандемия и экономический кризис настолько удобное объяснение, почему Зеленский не сдержал обещания, что нет сомнения, к нему будут прибегать и в будущем, оправдывая с его помощью не только обнищание украинцев и падение экономики, но и отсутствие и даже обращение вспять реформ, сдачу страны олигархам... да кто его знает, к чему еще скатится ситуация в стране.
Среди массы оговорок президента «по-Фрейду» на пресс-конференции внимание комментаторов обратило упоминание им «иранской трагедии», в которой «мы победили». Обретая победы в трагедиях, спасение — в мировом кризисе, Зеленский и правда имеет все шансы продлить себе политическую жизнь. — «Я действительно болен этой страной», — со свойственной ему точностью до наоборот сказал президент. Хотя на самом деле это Украина больна Зеленским.