Некрофилы «Русского мира» на марше
По поводу акта вандализма в ОдессеСначала – сухие строки информационного сообщения, которое уже разошлось по Украине, но, боюсь, не нашло надлежащей оценки вследствие озабоченности общества перманентными политическими скандалами сегодняшнего дня.
Итак: в центре Одессы неизвестные злоумышленники уже второй раз сломали деревья, высаженные активистами на аллее памяти Небесной сотни. В ноябре прошлого года, накануне Дня достоинства и свободы, в городе уже было сломано несколько десятков молодых лип, высаженных в 2014-м в память о Небесной сотне. Сломанные деревья восстановили. И вот – новая волна уничтожения. Лидер проекта по высадке аллеи сквера Ариадна Мищук информировала журналистов: «Сломали 21 дерево. Мы уверены, что вандалы преследовали политическую цель, действовали целенаправленно. Скоро начнутся мероприятия, посвященные печальным событиям, имевшим место в феврале 2014 года, когда в Киеве были расстреляны Герои Майдана – Небесная сотня». Она отметила, что активисты планировали провести ряд мероприятий именно около вышеупомянутой аллеи. Мищук не исключает, что произошла утечка информации об этом и противники Майдана (или, что одно и то же, сторонники «русского мира») специально сломали деревья именно сейчас. В ближайшее время волонтеры изучат состояние поврежденных деревьев и решат, каким образом восстановить аллею.
Это фактаж. Обратите внимание, что нападению и уничтожению во второй раз уже подверглись живые объекты – деревья, высаженные в память о тех людях, жизнь которых прервали пули, выпущенные защитниками прежнего режима, который, в свою очередь, был – невзирая на риторику его спикеров – ориентирован на ценности прошлого, на своеобразный симбиоз ностальгическо-советского и российско-имперского, приправленный существенным криминально-блатным компонентом.
Все это дает право говорить о ярком проявлении описанной известным философом и психологом прошлого века Эрихом Фроммом социальной некрофилии – явления крайне деструктивного и опасного. Достаточно сказать, что одна из самых известных и интересных статей Фромма называлась «Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии»...
Так вот, здесь – тоже клинический случай. По Фромму, социальная некрофилия – это общая ориентация на ненависть к жизни и любовь к мертвому, неживому. В отличие от биофилии (любви к жизни, ко всему живому), некрофилия является таким ответом на проблемы жизни, который находится в радикальном противоречии с последней. Она, на взгляд Фромма, «наиболее болезненна и опасна среди всех жизненных ориентаций». Некрофилия не сводится к одной лишь черте, пусть и самой существенной, она характерна целым комплексом признаков, который включает стремление к мертвому и почитание его, потребность убивать, преклонение перед силой, стремление превратить органическое в неорганическое насильственным путем, садизм, жестокость, деструктивность. Фромм писал, что в то время как жизнь характеризуется структурированным, функциональным ростом, некрофилы любят все, что не растет, все, что является механическим. Некрофила в его действиях побуждает желание превращать органическое в неорганическое. В частности, Фромм утверждает, что явным типом социального некрофила был Гитлер. Последнего завораживало разрушение, он из всех вариантов решения тех или иных вопросов выбирал тот, который был связан с широкомасштабной деструкцией (шла ли речь о проектах будущей тотальной перестройки Берлина, или об «окончательном решении еврейского вопроса»). И еще важная деталь: практически все женщины, имевшие несчастье влюбиться в Гитлера, либо покончили с собой, либо пытались сделать это, но он не менял свой стиль жизни.
Особое измерение некрофилии Гитлера – его отношение к прошлому. Оно было для него не сокровищницей опыта, не уроками на будущее, не суммой реализованных и нереализованных возможностей, часть которых заслуживает своего продолжения и воплощения, а часть должна быть отвергнута, а четко определенным каноном, под который следует подогнать будущее. Вовсе не случайно нацистская Германия называла себя «Третий рейх» – мол, мы являемся идеальным воссозданием и завершением того, что было сделано в двух первых немецких империях.
Существует принципиальное отличие между теми, кого Фромм называл некрофилами и биофилами, в отношении к прошлому. Некрофилы ориентированы не просто на прошлое, а на «закостенелое» прошлое как главную ценность жизни, как на то, что должно пожизненно воспроизводиться в новых поколениях, как на шаблон и канон для всего живого – лишнее или непонятное насильственно «обрубается». Тем временем биофилы ориентированы на будущее, но они вместе с тем лелеют прошлое как почву, на которой всходят ростки будущего, так как без ухоженной почвы эти ростки погибнут. А еще для биофилов прошлое – это уроки, без усвоения которых органический рост общества невозможен.
Возвращаясь к акту вандализма в Одессе, мы видим, что речь идет не просто о хулиганстве или о порче имущества. Этот акт – явное проявление крайне опасного комплекса социально-психологических установок, на основе которых, кстати, и строится идеология «русского мира» с ее ориентацией на имперское прошлое, на смесь советских и самодержавных ценностей, с агрессивностью и культом силы, со стремлением уничтожить все, что не вписывается в заранее установленный канон. Ведь «антимайдан» – это одно из типичных, можно сказать, клинических проявлений «русского мира». Уверен, что само явление и психология «антимайдана» станут предметами не публицистических упражнений, а обстоятельного академического исследования украинских социальных психологов и философов...
Единственные позитивы, на которые наталкивают последние события в Одессе, – это то, что, во-первых, местные активисты-биофилы не сдаются и будут восстанавливать аллею в честь героев Небесной сотни, во-вторых, что события в Украине развиваются в русле мировых тенденций, следовательно, от наших болезней существуют эффективные лекарства.