Немирные «мирные инициативы»
Как российских правозащитников и деятелей культуры использовали «втемную»
6 мая 2014 группа известных российских правозащитников и членов Конгресса интеллигенции выступила с благородной инициативой — остановить кровопролитие на востоке Украины, не допустить там гуманитарную катастрофу и предпринять хотя бы несколько шагов для установления мира в Донбассе. Опубликовано их обращение к правительствам Российской Федерации и Украины, к ОБСЕ, ко всем, кто принимает участие в конфликте, с призывами прекратить огонь, обменяться пленными, начать переговоры и в конечном итоге разрядить кризисную ситуацию. Сбор подписей под обращением продолжается — состоянием на вечер 11 мая их было 370.
Вот первоочередные шаги, осуществить которые предложили правозащитники и деятели культуры России для того, чтобы остановить движение Украины к гражданской войне:
«1. Немедленное прекращение огня, включая запрет на перемещение любых вооруженных формирований. Начало диалога двух противоборствующих сторон.
2. Немедленный обмен списками лиц, задержанных обеими противостоящими сторонами и подготовка к их согласованному освобождению.
3. Немедленное создание возможностей для беспрепятственного перевоза гуманитарных грузов, в первую очередь, медикаментов и продовольствия, а также беспрепятственного передвижения людей.
4. Российская Федерация делает заявление об абсолютной невозможности направления войск на территорию Украины. Также пресекается набор добровольцев для участия в событиях в Украине.
5. Республика Украина заявляет, что не будет приглашать в страну иностранные воинские контингенты или контингенты парамилитарных структур, кроме миротворческих или полицейских сил ООН, и заявляет о запрете въезда в страну желающих принять участие в боевых действиях, в т.ч. на стороне центрального правительства.
6. В рамках ОБСЕ создается крупномасштабная миротворческая миссия, задачей которой будет наблюдение за режимом прекращения огня, за содержанием удерживаемых лиц (задержанных, арестованных, пленных) и их освобождением. В рамки полномочий этой миссии должно войти и наблюдение за непересечением границ оружием и лицами, стремящимися принять участие в боевых действиях. Возможно создание миротворческих сил ООН.
7. В рамках ОБСЕ и под эгидой сторон — участников Женевского соглашения 17 апреля 2014 года формируется многоступенчатый переговорный механизм — вот структуры, в рамках которой возможны переговоры с участием украинского правительства и представителей противоборствующей стороны, до переговоров на местном уровне для улаживания локальных кризисов и обеспечения соблюдения гуманитарных прав, налаживание снабжения.
8. Российская Федерация и Республика Украина заявляют о недопустимости взаимной пропаганды ненависти и осуждают тех политических и общественных деятелей, которые разжигают вражду и подстрекают к насилию и внеправовым репрессиям».
Вроде бы хорошие, справедливые, миролюбивые, гуманные инициативы, но...
Но в действительности речь идет о грубой попытке приравнять, поставить на одну доску жертву и агрессора, и в обмен на словесные уверения циничного агрессора в своем «миролюбии» заставить жертву официально отказаться от попыток защищать свою страну. Украина отдается на поругание Путину — так как никакие «миротворцы ООН» не могут быть введены на ее территорию без согласия России как постоянного члена Совета Безопасности ООН. Кроме того, речь идет о международно-правовой легитимации разного рода бандформирований, действующих на востоке Украины, в качестве «стороны переговоров». И, наконец, речь идет о моральной капитуляции украинцев — потому что они должны прекратить «разжигать вражду»... к кому? Понятное дело, к Российскому государству и режиму Путина.
Это даже не «почетный мир», как может показаться на первый взгляд, — это амнистия пророссийских террористов и убийц, наемников и мятежников, которые должны быть «согласовано освобождены». Ну, а дальше им должно быть разрешено «беспрепятственное передвижение» по Украине, — ясное дело, с гуманными целями, как же иначе! И подвоз продовольствия и медикаментов пророссийским боевикам должен быть беспрепятственным. Ведь они — «одна из двух сторон противоборства», такая же, как легитимное украинское правительство.
И при этом — ни единого слова о гарантиях, что не будет происходить вторжение отрядов пророссийских боевиков (или российского спецназа с соответствующими документами) с территории уже существующих марионеточных анклавов, реально подчиненных Кремлю. Скажем, со стороны Приднестровья на Одессу. Или с моря ли — мол, могучий абхазский флот высаживает десант добровольцев, своих и южно-осетинских. А Украина не будет иметь ни права сдвинуть ни солдата с места расквартирования, ни попросить помощь у Турции или Румынии.
И вот под таким, мягко говоря, несовершенным документом поставили свои подписи правозащитники Людмила Алексеева и Лев Пономарев, Евгений Ихлов и Светлана Ганнушкина, кинематографисты Андрей Смирнов и Лия Ахеджакова, писатели Виктор Шендерович и Дмитрий Раскин. А еще — сотни интеллигентов из русской «глубинки». Поставили подписи фактически для того, чтобы путинский режим и его пособники в Донбассе получили возможность прикрыться этим документом: мол, какие к нам претензии, мы не прочь принять предложения наших правозащитников по урегулированию конфликта в Украине, а вот злоумышленная киевская хунта отбрасывает миролюбивые инициативы...
Я далек от мысли, что те российские деятели культуры и правозащитники, которые подписали вышеприведенное обращение, сознательно работают на путинский режим или настроены против украинской демократии. Субъективно они, похоже, как раз стремятся спасти украинскую демократию, не замечая определенные сюжеты подписанного ими документа. Между тем, на каком-то этапе написания или редактирования обращения, кажется, подключились специалисты из «компетентных органов», которые и использовали российских демократов «втемную».
Напомню, что согласно с размещенным в Интернете «Контрразведывательным словарем» counterintelligence.academic.ru/, использование «втемную» — это использование контрразведкой (разведкой) любого лица в своих интересах без раскрытия лицу настоящих целей и сущности этого использования. Использовать «втемную» какое-либо лицо контрразведка (разведка) может как для получения от нее информации, так и для решения с ее помощью других задач (установление связи с третьим лицом, передача материалов разведывательного характера и тому подобное). Использование «втемную» допускает, что лицо, которого контрразведка (разведка) использует в своих интересах, добросовестно ошибается относительно целей и последствий своих действий.
Как по мне, именно так оно и есть — «добросовестно ошибается относительно целей и последствий своих действий», и не одно лицо, а аж 370...
И вовсе неслучайно попытка использования «втемную» русских деятелей культуры и правозащитников началась как раз в канун «референдумов» на Луганщине и в Донецкой области. Ждите, Кремль еще будет пытаться с помощью цитируемого обращения легитимизировать «вторую сторону конфликта», поднять ее на уровень законной власти региона, партнера переговоров с ОБСЕ и официальным Киевом. И к нам еще будут присылать используемых «втемную» российских интеллектуалов с новыми «мирными инициативами», в действительности направленными на расчленение Украинского государства.