Перейти к основному содержанию

Новации в метрополитене: кто будет расплачиваться за все?

17 сентября, 15:51
Фото: opogode.ua

Кому что, а курице - просо. Эта давняя украинская поговорка каждый раз приходит в голову, когда руководители столичного метрополитена заявляют о намерении в ближайшем будущем отказаться от жетонов и ввести проезд исключительно по электронным билетам - с тем, чтобы потом эти билеты получили статус единых проездных на всех разновидностях коммунального транспорта. Руководители метрополитена сменяют друг друга, а идея остается. Это означает, что она имеет под собой реальную почву. Вопрос только в том, какую именно, поскольку есть большое сомнение, что эти выдающиеся киевские чиновники (как и их коллеги) ездят на метро и на автобусах...

Вот и сейчас: руководитель коммунального предприятия «Киевский метрополитен» Виктор Брагинский на заседании Киевсовета 15 сентября заявил, что его структура планирует отказаться от использования жетонов для оплаты проезда уже в 2017 году. «Я надеюсь, что мы в ближайшем будущем будем иметь единый электронный билет, который позволит пассажирам в следующем году платить одним документом поездки в наземном транспорте и метро... Мы сделаем этот решительный шаг... Количество жетонов уменьшается. Миллионов жетонов уже нет в обращении».

Что ж, действительно, все чаще киевляне пользуются электронными карточками, а не жетонами. Однако гости столицы, особенно те, кто приехал на сутки-другие, не спешат покупать многоразовые проездные - они им ни к чему. Если жетоны исчезнут вообще, а приезжему человеку надо будет сделать одну-единственную поездку на метро, ​​какой выход из ситуации им предложит метрополитен? Покупать карточку на одну поездку, которую потом надо будет вернуть в кассу, чтобы получить залоговую цену? Представляю, какие проклятия посыплются на головы несчастных кассиров... Впрочем, не так давно шла речь о полной отмене касс на станциях метро - мол, все будут продавать автоматы. А принимать назад карточки, чтобы вернуть залоговую цену, также станут автоматы? Разработаны они уже, или изготовлены? И не слишком ли дорогой окажется игрушка? Не только для киевлян, но и для приезжих - представьте себе сельскую бабушку, которую заставят покупать в автомате (возможно, впервые в жизни!) электронный билет, который потом еще и надо будет вернуть другому автомату ...

Но дело не только в этом. Помните, несколько лет назад на двух или трех трамвайных маршрутах было введено техническое чудо XXI века - термокомпостеры. Что с ними произошло вскоре? Правильно, все вышли из строя. Оно и не удивительно - эти термокомпостеры оказались такими нежными, что использовать их в переполненных трамвайных выгонах было невозможно. К счастью, тогдашняя мэрия не поставила сразу чудо техники на все трамваи, а решила испытать его на пилотных маршрутах. А как с пилотным тестом идеи о полном отказе от жетонов - почему бы не сделать его на одной из линий метрополитена, с возможностью в случае необходимости дать «задний ход»?

Теперь о других составляющих воплощения идеи руководителя столичного метрополитена. Кто будет платить за все? Привлекать частные инвестиции? Дело сомнительное, так как речь идет о муниципальном транспорте. Такие инвестиции могут стать - как уже не раз было - скрытой формой кражи коммунального имущества у киевлян. А деньги нужны немалые - потому что для введения единого электронного билета на все виды транспорта нужно установить турникеты на входе не только в метро и фуникулер, но и в автобус, троллейбус, трамвай. Представили себе, что будет на остановках, когда коммунальный транспорт и дальше будет ходить с интервалом в полчаса и больше? Турникеты просто полностью сломают, и скоро. Не в последнюю очередь потому, что они будут отбирать немало места в салонах у пассажиров. То есть для их эффективного использования нужно, чтобы автобусы и троллейбусы ходили по четкому графику, с интервалом 5-10 минут, а в часы пик еще и с меньшим. Где достаточное количество транспортных средств? И где деньги для их закупки? Речь идет-то о сотнях автобусов и троллейбусов, о десятках трамваев.

И еще: все эти нововведения будут иметь смысл, прежде всего финансовый, только если произойдет монетизация всех льгот на проезд. Ведь единый билет должен быть единым для всех, а не фигурировать в различных модификациях: для пенсионеров, для инвалидов, для ветеранов АТО, для работников метро ... И при этом каждый должен платить за себя, тратить свои средства, платить, чтобы не было так , как сейчас, когда за проезд льготников де-факто платят другие пассажиры (а еще за них платит город). Без общей монетизации льгот реальная стоимость проезда в коммунальном транспорте, учитывая все новации, прыгнет вдвое, а то и втрое. Кто будет платить эту цену? Рядовые киевляне и городской бюджет?

Иными словами, очень прогрессивная идея руководителя столичного метрополитена смахивает минимум на авантюру. Не случайно даже «космический мэр» Леонид Черновецкий в свое время приказал оборудовать один из автобусов - по московскому пример - турникетами, а потом посмотрел-пощупал то, что получилось, - и отказался от реализации плана «общей турникетизации». То есть план не слишком реалистичный, даже если учесть, что в основе его, похоже, лежит не столько стремление модернизировать столицу и облегчить жизнь киевлян, сколько желание «срубить бабло», причем десятки и десятки миллионов гривен (если брать во внимание длительную перспективу выпуска все новых и новых автоматов для продажи электронных билетов и перманентного ремонта турникетов).

Но так или иначе, прогрессивное нововведение при ближайшем рассмотрении оказывается если не новым инструментом «распыления» бюджета, то, по крайней мере, чем-то непродуманным и недодуманным. А вдобавок еще и таким, что может существенно увеличить градус социального напряжения в столице.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать