Перейти к основному содержанию

Новейшие приключения Шевченковской премии

Вы слышали? Шевченковскую премию наконец, почти через 30 лет восстановленной независимости, декоммунизировали! А еще среди ее характеристик исчезнут архаичность и совковость, как было до сих пор! Она теперь будет присуждаться только за произведения, которые являются прорывными! И, главное, наконец сменили людей, которые решали, кому эту премию давать, людей «еще тех времен», провинциальных, рустикальных (читай - селюков) на современных, постмодернистских! Гей-гоп, вперед!

Вы думаете, я шучу? Нет. К сожалению, это все серьезно. Вот соответствующие цитаты.

«В рамках этой, в частности, премии мы решили смотреть вперед для того, чтобы и украинская культура тоже смотрела вперед. Впервые мы не отмечаем людей за их достижения в далеком прошлом, а выискивали то, что будет определять лицо украинской культуры не только в Украине, но и во всем мире. И вот те люди, которые выходили на сцену, они как раз и есть лицо завтрашней Украины - знакомое, известное и уважаемое в мире», - это председатель Комитета по Национальной премии имени Тараса Шевченко Юрий Макаров.

«Если среди характеристик премии ранее были архаичность, совковость, нехватка медийности, то теперь это что-то современное, качественное и украинское. Миссия премии - определять значительные и весомые произведения современности и доносить их до максимально широкой аудитории, зажечь произведения номинантов и лауреатов, сделать шевченковское синонимом качества. Премия - это новое, которое заряжает энергией украинскую культуру. То есть это о новаторстве, смелости, динамичности, что меняется каждый год, уникальности, а не о чем-то однотипном, что повторяется из года в год». Это креативный директор ISD Group Виктор Шкурба, который занимается «раскруткой» премии.

«В области культуры мнение сводилось к тому, что премия своя для своих. Опрашиваемые могли назвать одного-двух членов комитета, прошлогодних лауреатов... Некоторые учителя назвали Олеся Гончара и Павла Тычину среди лауреатов премии. Вот с такими знаниями о ней и началась работа. Однозначно сразу нельзя полностью изменить премию, популяризировать, но процесс пошел. Чтобы улучшить коммуникацию не только в Шевченковские дни, но и в течение всего года, открывают страницы премии в Фейсбуке и Инстаграме». А это уже генеральный директор директората по вопросам внутренней и гуманитарной политики Офиса Президента Вероника Селега.

«Теперь это [лауреаты премии. - С.] действительные, реальные участники литературного, художественного, музыкального процессов. Часто бывало такое, что профессиональное сообщество читает имена и - «а кто это вообще, что они сделали?», и надо еще гуглить, и Гугл часто не выдает, потому что эти люди просто существуют вне информационного пространства и получают там какие-то награды. То есть это была параллельная реальность, которая сменилась какой-то адекватной оценкой на реальный художественный процесс, на реальный процесс вообще... Другие люди тех еще времен определяли характер и критерии отбора. Когда людей поменяли на реальных представителей сообщества, когда были изменены подходы и стратегии, произошел такой перезапуск и, можно сказать, реформа этой премии, и она может превратиться в действенный инструмент влияния на культуру. То есть это премия, которая пережила процесс декоммунизации, была «декоммунизирована». И, собственно, стала премией, которая определяет украинскую культуру и как она может жить и развиваться», - говорит заместитель директора Национального художественного музея Украины по вопросам развития Ольга Балашова.

Ну, и как вам это все, сказанное накануне и во время вручения Шевченковских премий 2020 года? «Совковость и архаичность», а еще и «рустикальнисть» - это не о каких-то незначительных персонах, но и о главах Шевченковским комитетов 2000 годов Иване Дзюбе и Юрии Щербаке, о лауреатах премии Оксане Пахлевской и Иване Малковиче, Сергее Плохие и Оксане Забужко... А если взять старшее поколение, то и о Сергее Крымском и Мирославе Поповиче.Да, попадались среди лауреатов и малоизвестные не слишком талантливые персоны (особенно во время правления Виктора Януковича), существовал - тоже при Януковиче - и очевидный привкус совковости в работе Шевченковского комитета, однако здесь разговор должен вестись в другой, политической, плоскости.

Что же касается «достижений в далеком прошлом», то как раз это и какая-то «совковая», более того - комсомольско-хунвейбинская стилистика: Игорь Качуровский и Эмма Андиевская, Михайлина Коцюбинская и Богдан Горынь, Юрий Барабаш и Юрий Шевелев действительно фактически получили премии за свой суммарный вклад в украинскую, и не только, культуру; однако возможна ли современная развитая, цельная культура (о непременной необходимости которой еще при СССР писали Иван Дзюба и Юрий Шерех-Шевелев) без достойных деятелей искусства, которые творили не в слишком благоприятных, мягко говоря, условиях на протяжении длительных десятилетий, не прекращая своей культуротворческой деятельности до тех пор, пока были способны действовать? Впрочем, если кто-то сейчас скажет, что Шевелев или Дзюба писали «не прорывные» или «архаичные» тексты, с моей точки зрения, останется разве что покрутить пальцем у виска...

Теперь относительно «истинных, реальных участников литературного, художественного, музыкального процессов», которыми якобы стали только лауреаты этого года. Сильно сомневаюсь в справедливости этого утверждения. И прежде всего потому, что такая реальность измеряется не количественными, а прежде всего качественными показателями. Определение же действенности последних - очень непростая вещь. Эй, как в этом плане с Василием Голобородько (не фальшивым, сериальным, а настоящим, поэтом-вольнодумцем и лауреатом Шевченковской премии еще 1994 года)? Это настоящий участник литературного процесса или нет? А как с первыми лауреатами премии - Павлом Тычиной, Олесем Гончаром и Платоном Майбородой (1962 год)? Тогдашний Тычина уже был сломан - но составляющей литпроцесса остались его гениальные стихи раннего периода; а роман Гончара «Людина і зброя», несмотря на очевидные отпечатки цензуры и самоцензуры, стал-таки прорывом для украинской литературы, и не только ее, в художественном осмыслении Второй мировой войны; ну а «рустикальный» Платон Майборода с его «Піснею про рушник»? Было его творчество «прорывом» и «участием»?

Кстати, о «прорывах». Они бывают разными - прорывами вперед и назад, а то и прорывами плотин социокультурных табу, без которых погибает цивилизация, или даже прорывами канализации - то ли «настоящей», то ли «духовной», разница не слишком значительная, так как и вонь, и опасность в обоих случаях могут быть значительными. Поэтому не все новое хорошее и не все «прорывное» положительное, не так ли?

И вообще: декоммунизация - это хорошо и правильно. Но верно ли этот лозунг используют некоторые его адепты? Вот, скажем, полный список хоровых коллективов, которые были удостоены Шевченковской премии за все время ее существования (в алфавитном порядке): «ДахаБраха», «Дударик», Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка», Капелла бандуристов имени Тараса Шевченко, Кубанский казачий хор, Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины, Вокальная формация «Піккардійська терція», «Трембіта», хор имени Александра Кошица, Черкасский государственный заслуженный украинский народный хор, «Явір». Да, можно иметь определенные претензии к репертуару той части из них, которая выступала в советское время, да, Кубанский казачий хор, как говорится, «скурвился» - но премию он получил в 1990-м, это был совсем другой коллектив... В целом же культура украинской песни благодаря этим коллективам сохранялась и развивалась.

...Автор этих строк уже не раз писал о повышении статуса Шевченковской премии и обновлении всего, что с ней связано. Повторю кое-что из того, что я предлагал еще 20 лет назад. Во-первых, эта премия должна перестать быть государственной. Она должна предоставляться от имени всего украинского общества, поэтому должна стать международной, всемирной, то есть соизмеримой с ценностью творчества Тараса Шевченко. Решать вопрос о присуждении премии должен международный общественный комитет из достойных деятелей украинской культуры со всех континентов. Президент Украины может быть одним из рядовых членов такого комитета, если, конечно, захочет. Во-вторых, чтобы разница между советской и постсоветской премией имени Шевченко и обновленной Шевченковской премией была ощутимой, вероятно, целесообразно оставить Государственные премии Украины не только по науке, технике и технологии, но и по искусству и культуре. Действительно, почему высшая государственная власть не имеет права отмечать деятелей искусства за их вклад в дело государства? В-третьих, премия должна иметь гибкий статус: одни получат ее за длительную работу, другие - за отдельное произведение. Ведь мощное влияние на культуру и ее развитие может иметь разные формы. И напоследок. Все попытки «раскрутить» Шевченковскую премию, сделать популярными ее лауреатов обречены на провал, пока телевидение и другие популярные масс-медиа в большинстве своем будут под контролем олигархов и Москвы.

Последний фактор за прошедшие 20 лет разросся до невероятных величин и стал решающим, но о нем новые «шефы» Шевченковского комитета молчат.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать