Перейти к основному содержанию

Нужно ли государству воспитывать украинский патриотизм?

Нужно ли усилия государственных, прежде всего образовательных, учреждений направлять на воспитание любви к своей Родине? Казалось бы, такие «банальные» вопросы не требуют дополнительных аргументов в пользу определенной позиции. Хотя постколониальный период в постсоветской Украине можно охарактеризовать еще и тем, что гуманитарии и педагоги долго остерегались даже употреблять понятие «национально-патриотическое воспитание».

Сегодня ситуация в корне меняется.

В конце концов Министерство образования и науки Украины на протяжении существования независимого Украинского государства разрабатывало и предлагало сообществу ряд концепций патриотического воспитания молодежи. Это:

Концепция национальной системы воспитания (1996);

Концепция национально-патриотического воспитания (2009);

Концепция Общегосударственной целевой программы патриотического воспитания граждан на 2013-2017 гг.;

Концепция гражданского образования и воспитания в Украине (2012).

Но, как отмечается в ныне действующей «Концепции национально-патриотического воспитания детей и молодежи», принятой в 2015 году, ни одна из выше указанных программ не была эффективной и не достигала поставленной в них цели; «ни одна из них не была развернута и не воплотилась в конкретные шаги по реализации из-за изменения векторов развития государства и, соответственно, образовательной политики, из-за различных взглядов правящих элит на идеологию и направления развития образования».

Да и сами реалии украинской жизни побуждают сделать процесс формирования украинского гражданина патриота осознанным. Ведь 27 лет украинской независимости с активной потерей населения из-за временной или постоянной эмиграцию из Украины, нарастания массового недовольства собственной страной проживания, что выливается во всем известную расхожую «максиму»: «каждый умный, естественно, стремится покинуть ЭТУ страну» (именно «ЭТУ» и именно на русском), противостояния в гибридной войне с Россией и т.д., наконец убедили, что патриотическое воспитание, прежде всего детей и молодежи, в школах и вузах - это все-таки необходимое направление работы, на которое должны быть направлены усилия как гражданского общества, так и государства. При этом под национально-патриотическим воспитанием детей и молодежи государством следует понимать комплексную системную и целенаправленную «деятельность органов государственной власти, общественных организаций, семьи, образовательных учреждений, других социальных институтов по формированию у молодого поколения высокого патриотического сознания, чувства верности, любви к родины, заботы о благе своего народа, готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по защите национальных интересов, целостности, независимости Украины, содействие становлению ее как правового, демократического, социального государства. Важнейшим приоритетом национально-патриотического воспитания является формирование ценностного отношения личности к украинскому народу, Родине, государству, нации»(Приложение к приказу Министерства образования и науки Украины от 16 06. 2015 № 641).

И хотя, например, среди преподавателей вузов до сих пор возникают дискуссии о свободе выбора родины как места проживания современного мобильного человека в глобализированном мире, а от учителей школ можно услышать, что любовь к Родине такая же естественная, как любовь к матери, следовательно, не требует дополнительных усилий для собственного воспитания, жизненные украинские реалии все же заставляют думать, что над воспитанием настоящего чувства любви к собственной стране нужно целенаправленно и грамотно работать. Особенно, если украинцы все-таки хотят стать полноценной независимой самостоятельной нацией. Впрочем, как показали события гибридной войны РФ против Украины, в действительности лишь массовый патриотизм населения страны способен остановить агрессора и уберечь страну от вражеской оккупации.

Для государства в состоянии войны вопрос патриотического воспитания собственного населения упирается еще и в проблему времени, отпущенного ему судьбой или историей для решения вопроса «быть или не быть?» Это очень хорошо начинаешь понимать, например, когда услышишь от десятилетней девочки-крымчанки, которая приехала на летний отдых на независимые украинские территории, она «конечно, не украинка! Разве Вы не знаете, что Крым - это не Украина?» На вопрос, «а что же это такое?», слышишь: «Это часть русского мира и территория великой России». Вот так! Согласитесь, десятилетнего ребенка трудно заподозрить в сознательном «ватничестве» и путинизме. Ее знания о собственной родине Крыме, которыми она так по-детски откровенно и наивно хочет поделиться с «неграмотными» местными, получены от близких людей из окружения - родителей и учителей. Именно им верит ребенок и от них в итоге получает свои жизненные убеждения.

Кстати, было очень интересно наблюдать за реакцией этого ребенка, когда ее ровесники - местные дети, начали доказывать маленькой крымчанке, что Крым - это же Украина, но отобранная Россией у нас. Убедить девочку так и не удалось. Максимум, на что она согласилась, - это повторить формулу своей матери о том, что «Крым - это Крым». Но не Украина! Таким образом, с той стороны Чонгара мозги детей и молодых людей (и не только молодых ») активно обрабатываются «русским миром». И, скорее всего, эта девочка где-то лет в 16 будет уже абсолютно убеждена, что Крым - «это территория великой России и является частью русского мира».

Не углубляясь отдельно в проблему будущего Крыма, следует сказать, что способность Украинского государства целенаправленно и эффективно работать над тем, чтобы молодые поколения неоккупированных украинских земель с такой же настойчивостью отстаивали «украинскую Украину», как ребенок из оккупированного Крыма его неукраинскость, вызывает сомнение и тревогу. Ведь не только обидно, но и опасно, когда граждане, в том числе и некоторые именитые, пренебрежительно называют собственную Родину «эта страна» (некоторые, правда, на украинском - «ця країна», однако существует ли здесь существенная разница?).

Время требует решительных шагов, потому что украинский патриотизм ничуть не менее важная вещь, чем объемы ВВП, высокие технологии и количество танков.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать