Нужны карантин и чрезвычайное положение, а не пародия на них
Единственный шанс теперь — максимально растянуть во времени необходимые меры, чтобы дождаться вакцин и лекарств...Имеет ли смысл внедрение во время пандемии коронавируса карантина, в том числе жесткого, и чрезвычайного положения в масштабах отдельных регионов или даже всего государства? Однозначно — да, если они имеют серьезные цели и не сводятся к политическому шоу или прикрытию каких-то весьма грубых действий власти и связанного с ней бизнеса. И если они вводятся и реализуются грамотно, а не сводятся к судорожным акциям силовых структур.
К сожалению, все то, что происходит в Украине на протяжении последних десяти дней (собственно, на протяжении последних месяцев), больше похоже на имитацию мероприятий по сдерживанию распространения коронавируса, чем на серьезные мероприятия. И это еще очень мягкая оценка действий власти.
Вспомните: с какой помпой был отправлен самолет в Китай, чтобы эвакуировать тех, кто оказался в эпицентре пандемии, в какое трагикомическое шоу превратилась встреча эвакуированных на «гостеприимной земле Полтавщины». А вместе с тем — я об этом писал по горячим следам событий — никто и пальцем не пошевелил, чтобы превратить заброшенные или полузаброшенные военные городки в центры обсервации тех, кто возвращается в Украину из вирусоопасных стран. За два месяца, которые минули с момента, когда все, кто умеет думать, должны были понять, к чему все идет, ничего в этом плане не было сделано. Ни-че-го! А потому в настоящее время, когда в Украину возвращаются тысячи, даже десятки тысяч лиц, которые могут быть инфицированными, их на обсервацию не отправляют. Лишь меряют температуру — и это тогда, когда хорошо известно, что в большинстве носителей коронавируса болезнь может проистекать без повышения температуры! Другими словами, в Украину бесконтрольно въехало немало инфицированных и немало уже больных.
А вместе с тем за три месяца экспорт из Украины медицинских масок составлял около тысячи тонн — вдумайтесь в эту безумную цифру, ведь одна маска стоит всего ничего. Никто из правительства, из Офиса Президента, из спецслужб, из МВД и пограничников даже не пошевелился. Или, может, еще хуже — наоборот, пошевелился и стелил «наверх» тревожные докладные, а им не давали хода, потому что имели на этом антинациональном преступлении достаточно большой навар? Сейчас говорят — «все было легально, запрещений не существовало» — а почему не существовало? Хорошо, глава государства в Давосе честно сказал журналистам, что у него нет времени, чтобы мыслить стратегически, — но кто-то должен этим заниматься, не так ли? А если в государственных структурах таких людей нет, то такие структуры следует решительно изменить, любыми средствами, потому что когда наступит катастрофа, будет поздно.
И еще одно. Чтобы чрезвычайное положение во время пандемии имело успех, не в последнюю очередь нужны мощные финансовые ресурсы. Есть ли они у Украины? Посмотрим на «кредитную историю» действующей власти.
Да, золотовалютные запасы в прошлом году существенно выросли. Однако преимущественно за счет займов под высокие годовые проценты. А завершение предыдущей программы сотрудничества с МВФ было сорвано лично Зеленским, который в первый же день президентства буквально разогнал Верховную Раду и объявил досрочные парламентские выборы, чем «подвесил» действующее на тот момент правительство. Как следствие — Украина осталась без двух траншей, которые должна была получить до конца 2019 года в целом где-то на свыше $2 млрд, зато МВФ и другие международные финансовые структуры начали требовать доказательств (не на словах, а на деле, слов хватало) независимости новой власти от команды олигарха К. (того самого, который разглагольствовал о благах, что принесет стране и людям дефолт — правда, фамилии этих людей он забыл назвать...)
Нечего и говорить, что в сотрудничестве с МВФ приходится все начинать даже не сначала, не с нуля, а с какого-то минуса. А без сотрудничества с МВФ — такие жестокие правила игры на международных финансовых рынках — вы не можете надеяться на кредиты или гранты от серьезных международных организаций, на вложение от стратегических инвесторов. И вот теперь, когда МВФ выделяет на разные программы, прямо связанные с преодолением пандемии коронавируса, $1 трлн (в том числе и в виде беспроцентных кредитов), Украина оказалась на обочине. Поэтому другие государства выделяют десятки миллиардов долларов и евро на борьбу с пандемией, или хотя бы миллиарды. А Украина пока еще — десятки и сотни миллионов — но гривен. Национальная валюта у нас летит в пропасть — а вот в Израиле, не в последнюю очередь в результате эффективных действий против нашествия (хотя там и зафиксировано немало больных), напротив, укрепляется, и ВВП растет. В придачу тамошние ученые уже испытали на тяжелобольном водителе автобуса, которому ничего было терять, экспериментальные лекарства — и болезнь из тяжелой степени стала средней; да и вакцина уже, как утверждают, на подходе.
А у нас что? Понятное дело, быстро создать лекарства и вакцины от коронавируса Украина самостоятельно не в состоянии (не потому, что украинцы неспособны шевелить мозгами, а потому, что соответствующие отрасли полуразрушены), но разработать и выпустить сотни тысяч экспресс-тестов было можно еще в феврале. Однако, похоже, власть больше проникалась миром и дружбой с Россией, пониманием с пророссийскими террористами (а еще — прибылями «своих» бизнесюков), чем жизнями и здоровьем сограждан. Что ж, остается ожидать, пока кто-то более умный и более ответственный разработает вакцину и лекарства, и этим оправдают себя чрезвычайные меры в мире и Украине. Но когда это случится?
И теперь мы подходим к самому главному. Даже если «вынести за скобки» финансовые проблемы (которые могут при определенном развитии событий привести к взлелеянному в мечтах олигархом К. дефолту Украины, что дало бы заинтересованным лицам за бесценок скупить все ее ресурсы) и проблемы политические (возобновление «полной и окончательной» дружбы с Россией), то остается сакраментальный вопрос: а что, собственно, следует сделать во время карантина и чрезвычайного положения? Что должно быть «на выходе»? И существует ли стратегия, которая диктует те или другие действия в национальных интересах, их последовательность, мобилизацию нужных ресурсов? Есть сомнения.
Сомнения есть, и вот почему. Назову лишь то, что лежит, как говорят, на поверхности.
Только 22 марта торгово-производственная группа «Текстиль-контакт» начала производство защитных костюмов, бахил, нарукавников и масок на собственной швейной фабрике в Чернигове, планируя в ближайшее время подключить еще две швейных фабрики — в Лубнах и Коростене. Впрочем, бахилы и маски выпускает еще несколько предприятий, но попробуйте найти их в продаже. Да и врачи жалуются на отсутствие — временами полной — необходимой оснастки. В то же время пограничники, СБУ и таможня едва не ежедневно докладывают о предотвращении незаконных попыток вывоза десятков тысяч масок и респираторов из Украины. А сколько попыток не удается предотвратить? В итоге получается, что дойти до уровня полного обеспечения внутренних потребностей защитной оснастки страна сможет не скоро, и не случайно властные спикеры гордо рассказывают, сколько масок и защитных костюмов везут из Китая или еще откуда-то. Но сколько не вези, сколько не выпускай сам — если отсутствует жесткий контроль границы, если контрабанда масок достигла, по оценкам экспертов, размеров контрабанды сигарет, то и чрезвычайные меры будут мало эффективны.
Тем более что недостаток защитных средств для медицинского персонала неминуемо будет иметь роковые последствия. В Италии, по данным ООН, 20% процентов медперсонала заразилось Covid-19. А сколько заразится у нас? Не случайно Минздрав уже планирует привлекать студентов медвузов к работе в больницах. Это правильно, но кто из студентов добровольно на это пойдет? И постоянный медперсонал, вопрос с транспортировкой которого на работу в Киеве до сих пор в полной мере не решили, так же, как и с повышенной в разы платой, далеко не весь захочет жертвовать всем ради спасения больных. Уже хватает заявлений об увольнении, а дальше их станет еще больше. Какой выход? Другого, кроме мобилизации и надлежащего обеспечения как защитой, так и зарплатами, на горизонте не видно. Только это сможет как-то сохранить систему здравоохранения от разрушения во время пандемии.
Следующая проблема — аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ), очень нужны не меньше, чем 15%-20% больных. В Киеве, по словам мэра Кличко, их 300, из них 133 в инфекционных отделениях больниц. «Мы заказали дополнительно аппараты искусственной вентиляции легких и рассчитываем, что еще несколько десятков аппаратов будут получены уже на этой неделе», — отметил Кличко. Государственная власть тоже покупает десятки аппаратов ИВЛ, что-то добавляют к этому отдельные бизнесмены. В целом по Украине в инфекционных отделениях около 600 аппаратов ИВЛ, может быть использовано и несколько сотен аппаратов из реанимаций. И все! А в Германии таких аппаратов (причем более современных) 25 000 (!), правительство заказало еще 10 000. В Израиле же только армия заказала 2500 аппаратов ИВЛ, из них 1000 будет собрана в самой стране, другие — за рубежом. А в Италии 5000 имеющихся аппаратов ИВЛ не хватило для всех больных, и врачи вынуждены были решать, кого пытаться спасти, а кого — сразу «списать».
Нетрудно прикинуть, что для Киева критическим количеством больных, когда некоторую часть из них придется «списывать», будет две-две с половиной тысячи лиц, возможно, на несколько тысяч больше, если удастся избежать заражения людей пожилого возраста (что, собственно, является одной из главных целей чрезвычайных мер). Иначе, если не удастся существенно снизить пиковую нагрузку на систему здравоохранения, результат окажется таким же, как и в Италии, где умирают около 10% заболевших. Если же учесть ориентировочный прогноз экспертов НАНУ, что при низком уровне противоэпидемических и профилактических мероприятий есть возможность инфицирования в Украине свыше 22 млн лиц, то можете сами прикинуть вероятное число жертв. Еще раз подчеркну — это если не удастся «размазать» более-менее равномерно число заболевших по длительному периоду и не вести активную противоэпидемическую работу. Однако, так или иначе, нужного числа аппаратов ИВЛ (не меньше чем 10 000) Украина не имеет и не будет иметь, потому что купить столько негде, а производство отечественных аппаратов на киевском заводе «Буревестник», о котором столько оптимистично говорилось, уничтожено еще 10 лет тому назад, даже документации нужной нашли только 40%. Правительства менялись, а ситуация только ухудшалась — и теперь для налаживания выпуска аппаратов ИВЛ не на «Буревестнике», потому что он физически разрушен, нужно достаточно большое время и достаточно большие деньги. Единственный шанс теперь — максимально растянуть во времени чрезвычайные меры, чтобы дождаться вакцин и лекарств.
А главное, для успеха борьбы с пандемией необходимо наличие в стране эффективной власти. Есть ли она? Это вопрос, ведь Украине и украинцам нужны карантин и чрезвычайное положение, а не злостная пародия на них.