О 8 Марта и не только
Человек живет в мире символического. Эту азбучную истину должен знать и понимать каждый студент вуза. И этот факт, в свою очередь, должен порождать понимание того, что «красные» даты календаря имеют общественно значимую ценность не только и не столько из-за «еще одного выходного», а прежде всего потому, что они позволяют именно в этот день вроде бы маргинальному, но все же важному для огромного количества людей стать центральным, а обществу - заявить вслух, что оно помнит об определенном важном событии и через него входит или, наоборот, отрывается от мира.
В конце концов, только один раз в год христиане всего мира массово напоминают друг другу, что Христос воскрес, позволяя все остальное время года (если они только не профессиональные теологи) словно хранить это знание в подсознании и таким образом руководствоваться им на ментальном уровне. Такой же психологический механизм действует и в случае с другими праздниками, не только сакрально-церковными. Особенно с теми, которые уже имеют солидную историю. Например, праздник 8 Марта.
Смею утверждать, что 8 Марта как праздник имеет солидную историю, потому что корни его уходят в далекий 1857 год и город Нью-Йорк, утвердился он в 1910 году усилиями социалисток-феминисток, а нынешний официальный статус Международного женского дня приобрел в 1975 году по решению Организации Объединенных Наций. С тех пор ежегодно 8 Марта отмечается мировым сообществом, и то не как праздник весны, женщин и любви, а как Международный день борьбы за права женщин и мир на планете.
Таким образом этот день несет на себе важную общественную функцию: он напоминает, что, кроме злободневных постоянно действующих экономических и политических проблем, от которых зависит выживание государства и нации, как то - война, падение ВВП и т.д., существуют еще и другие вопросы, которые не решают судьбу социума здесь и сейчас, но без которых ему грозит упрощение и деградация. И 8 Марта может быть едва ли не самой яркой демонстрацией сказанного выше. Ведь Украина в случае «отмены» этого дня снова выпадает из мирового контекста. В конце концов, именно в канун 8 Марта вопросы насилия в отношении женщин, дискриминации, равенства и равноправия выходят на передние полосы изданий. Скажете, так не должно быть, об этом нужно говорить все время. Да, это правда. Но имеем то, что имеем!
Очевидно, что как день, когда муж раз в год утром разогревает то, что жена вчера приготовила для семьи, этот праздник действительно исчерпал себя. Тем более не имеет он смысла как воспоминание об СССР, где женский вопрос был «решен раз и навсегда», поэтому, кстати, в Советском Союзе никогда речь не шла о необходимости борьбы женщин за равенство, ведь дискриминация была только за пределами самой справедливой на планете страны.
Как в пользу, так и против того, чтобы Украина оставила себе этот «красный день календаря», написано немало уже в текущем году. Приведено много аргументов как «за», так и «против». Вплоть до того, что это месть мужчин украинским женщинам, которые не хотят праздновать 23 февраля. Кстати, вряд ли пан Владимир Вятрович, который простимулировал бурную общественную дискуссию в этом году, предложив «отменить» 8 Марта, предвидел подобные упреки в свой адрес.
Таким образом, не о весне-женщинах-любви (хотя это тоже важно!), не о достижениях в облегчении быта женщин (хотя и это тоже важно!), а о том, что существует множество болезненных «женских» политических проблем в Украине, без которых она не сможет развиваться как действительно современная европейская демократическая страна, призван напомнить праздник 8 Марта.
Например, разве не стоит государству ответить хотя бы в этот день обществу на вопрос, почему Украины нет среди стран, где ратифицирована Стамбульская конвенция («Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия в отношении женщин и домашнего насилия и борьбе с этими явлениями»)? Даже современная Турция с ее дрейфом в сторону традиционного ислама ратифицировала этот документ. Почему в стране, где более 60% электората - женщины, в Верховной Раде их всего 11,4%? И это уже достижение, потому что долгие годы Украина не могла преодолеть даже 10-процентный барьер. Даже в турецком парламенте сегодня 14% депутатов - женщины. Почему резко уменьшился процент женщин в местных советах (с 50% до 18% согласно свежим данным), когда речь зашла о передаче полномочий, а главное - бюджетных денег «на места»? Возможно, украинские мужчины считают, что именно они должны распределять «реальные» деньги в общине, а женщину можно «отжать» в сторону? И таких «почему» множество! И они, эти «почему», отнюдь не способствуют консолидации и взаимопониманию в обществе.
Украинцы считаются нацией с обостренным чувством справедливости. Многие из социальных психологов именно этим сегодня объясняют, в частности, феномен украинских Майданов, особенно Революцию Достоинства. А разве взаимная несправедливость социальных полов не подрывает фундамент общественного единства? Поэтому, если 8 Марта даже останется для того, чтобы вернуться к названным выше проблемам «с восклицательным знаком» и будет способствовать тому, чтобы маргинальное стало центральным даже ненадолго, оно оправдает себя как «красный» день в украинском календаре.