О чудовищах и людях
Трагикомическое совпадение: ровно 80 лет назад, 12 ноября 1933 года на выборах в Германии 92% голосов были отданы за национал-социалистов, как следствие, получивших непоправимые 96% мест в парламенте, и также в этот день в Великобритании сделана первая фотография лох-несского чудовища. Примечательное соседство в календаре, две крайние точки шкалы общественного безумия: с одного конца — затянувшийся анекдот, с противоположного — концлагеря и мировая война.
Конечно, индивиды и народы склонны верить в то, во что им хочется верить. Хочется видеть живого динозавра — появляются легионы счастливцев, которым только плохая погода, неважное освещение или капризы аппаратуры помешали четче сфотографировать феномен. В Германии жаждали чуда на свой лад, а породили абсолютно реальных монстров.
Коллективное бессознательное богато фантомами. Они существуют там всегда, по преимуществу в неактивном, свернутом, спящем состоянии, словно паразиты в земле. Чем менее здорово общество, тем большую власть эти призраки обретают; если все в порядке, то их участь — сенсация в желтой прессе, если страна проваливается в паранойю — тогда химеры обретают плоть и кровь, требуют ежедневных, желательно массовых жертвоприношений.
Постсоветское пространство колеблется где-то посередине. Не всегда смешно, но пока еще не смертельно. У нас на выходные целый Президент исчез — к Путину полетел, да и не долетел, в то же время в самой Москве радикальный художник Петр Павленский прибил гвоздем свои половые органы к брусчатке Красной площади прямо в День работников внутренних органов России, назвав это «Фиксация». У нас сразу же ринулись шутить и планировать, как дальше будем жить без Я., что же касается «Фиксации», то она получила огласку как действительно серьезное политическое событие: в реальности, пропитанной идеологическими миазмами, настоящая боль и настоящее публичное самовредительство выглядят как бесспорный жест сопротивления. Эта, по словам Петра, «метафора апатии, политической индифферентности и фатализма современного российского общества» не была бы замечена, если бы (парадокс!) не упомянутые апатия и индифферентность — мрак, сгущающийся над Россией.
У нас таки побеждает анекдот. Вон, Януковича наконец нашли. А какого Лох-Несса выберем в 2015-м — смешно даже подумать.