О драйверах роста
Каковы главные тактические задачи экономического развития Украины?Когда вы покупаете компьютер, добросовестный продавец отправит вас в сервисный центр для установления ПО и драйверов. Компьютерный термин «драйвер» — управляющая программа, которая связывает другие программы и сервисы с операционной системой, то есть с чем-то более высоко и сложно организованным. Совокупность разных драйверов формирует компьютер как сложную и многофункциональную систему. Без них даже максимально полный набор ПО не обеспечит полноценную работу многих ключевых функций компьютера (а некоторые из них будут вообще недоступны).
По аналогии, драйверы экономического роста — совокупность механизмов, которые улавливают спрос, катализируют импульсы, исходящие от него, включают на соответствующем этапе разные активы (материальные, финансовые, информационные, трудовые) в русло движения, меняют экономическую ситуацию в стране. Основная функция драйвера — формирование системы вертикальных и горизонтальных связей, которые улавливают и распространяют импульсы, исходящие от точек роста на отдельных рынках.
Экономика Украины растет три года подряд. И все эти три годы основным драйвером экономического роста является внутреннее потребление. Типичное сообщение о драйверах роста нашей экономики, которое можно без риска ошибки публиковать по итогам каждого из этих трех лет (2016—2018 годы), выглядит так: «Основным источником экономического роста был внутренний спрос — потребительский и инвестиционный, что положительно отразилось на сельском хозяйстве, строительстве и торговле». На первый взгляд, в этом можно усмотреть позитив: после кризисных 2013—2015 годов компании начали реализовывать долгосрочные проекты, что обеспечило инвестиционный спрос, а население опять нарастило потребление, которое повысило спрос потребительский. Но, как показывает практика, ситуация может быстро измениться.
В течение 2000-х годов рост экономики Украины был обусловлен преимущественно внешними факторами. Первый — низкие ставки ФРС — привели к украинскому строительному и потребительскому буму, что совершило существенный вклад в тогдашний экономический рост. Второй — бурные темпы роста в Китае и некоторых других странах Юго-Восточной Азии обеспечили высокий спрос и хорошие цены на продукцию украинской металлургической отрасли. Теперь у нас сформировались новые драйверы роста — внутренний потребительский и инвестиционный спрос. Прекращение действия драйверов, которые давали внешний импульс для роста украинской экономики в середине 2000-х годов, привело к остановке ее развития. А что будет, если прекратят действовать нынешние драйвера роста экономики Украины? Такое весьма возможно: рост потребительского спроса носит восстановительный характер (после падения в 2013—2015 годах), и не факт, что он будет длиться долго. А если предприятия почувствуют стагнацию потребительского спроса, то прекратят наращивать производственные мощности, что повлечет за собой снижение инвестиционного спроса. Кстати, строительство, похоже, теряет статус драйвера роста экономики: в Киеве, где наибольший рынок недвижимости, объем построенного за январь-сентябрь 2018 года жилья был на 41% меньше, чем в 2017 году.
Что делать? Искать новые драйвера роста. Считаю, в тактическом плане ими могут быть аграрный сектор и развитие транспортно-логистической инфраструктуры.
Аграрный сектор может быть драйвером потому, что спрос на украинскую сельхозпродукцию является и будет высоким как минимум в среднесрочной перспективе. Бессмысленно не использовать такую возможность. При этом аграрный сектор как драйвер должен направить импульсы развития украинского сельхозмашиностроения, пищевой промышленности, которая должна наращивать производство продукции с высокой долей добавленной стоимости (нам удалось превратиться из экспортера семян подсолнуха в игрока №1 мирового рынка подсолнечного масла, и этот пример нужно масштабировать), сектора производства минеральных удобрений.
Транспортно-логистическая инфраструктура может стать драйвером по нескольким причинам. Во-первых, потому что Украина в числе стран с одним из наивысших уровней логистических расходов. Так, в Украине 18% логистических расходов связаны с доставкой пшеницы с поля в порты, тогда как во Франции и Германии этот показатель составляет 8%, в США — 6%. Проблему необходимо решать, в том числе и для повышения отдачи от сельского хозяйства. Во-вторых, «азовский кризис» показал: нужны хорошо развитые запасные варианты портов на Азовском море. Иначе могут быть проблемы с экспортом металлов и зерновых. В-третьих, хочется верить, что рано или поздно, после возврата Крыма Украине и прекращения военных действий на Донбассе, отношения с Россией прекратят ухудшаться и стабилизируются — тогда развитая транспортная инфраструктура будет способна превратить географические особенности Украины в ее конкурентное преимущество. В-четвертых, активное развитие транспортно-логистической инфраструктуры обязательно даст импульс повышению объемов производства в черной металлургии, энергетике, промышленности строительных материалов.
Важно, что в результате задействования этих драйверов роста экономики мы сможем поддержать действие драйверов нынешних, поскольку инвестиционный и потребительский спрос смогут получить мощный новый импульс.
Проблемы экономики Украины связаны не столько с отсутствием точек роста в тех или иных отраслях экономики, сколько со слабостью драйверов, которые консолидируют разрозненные импульсы от экспортоориентированных и вспомогательных для них секторов в потоки развития для других отраслей народного хозяйства. Надеюсь, предложенные в этой колонке акценты на драйверы роста украинской экономики положат начало дискуссии, результатом которой станет определение приоритетов экономического развития страны с последующей выработкой плана конкретных мер.