Перейти к основному содержанию

О роли «земного царя»

«Республиканские» настроения на Донетчине маргинализируются, но очаги пророссийской энергии сохраняются
08 августа, 13:54

Ориентировочно с 2004-го по 2012-й большинство Донбасса поддерживало Виктора Януковича как «своего» лидера, который должен был принести «покращення». В 2012-м в крае угля и металла стали нарастать разочарования в «своем» лидере, поскольку вместо «покращення» наступало только «погіршення». Бесславное бегство Януковича в феврале 2014-го довело уровень этих разочарований до исторического максимума.

Тем не менее, одно дело, когда политическая вера постепенно исчезает сама по себе, а другое – когда ее, пусть и обреченно умирающую, но все-таки еще живую, кто-то рубит с плеча, не дождавшись ее естественной кончины. Весенний повстанческий взрыв на Донбассе, судя по всему, стал узкогрупповой реакцией не столько на сам Майдан, сколько на заживо закопанные им остатки веры в лидерский образ «своего» Януковича и утопическое «покращення». Причем само чувство веры в данном случае было гораздо важнее, чем то, с кем и чем она конкретно связывалась.

«ПРИДЕТ И МОЛЧА ПОПРАВИТ ВСЕ»

На фоне же нарастания разочарований в Януковиче в 2012-2014 годах на донецких просторах в заметной степени укреплялось доверие к политической фигуре Владимира Путина, его действительно «сильной руке» и имиджу «образцово-показательного царя». Это имеет прямое отношение к тому, что главной идеей «русской весны» в регионе был и остается не сепаратизм как таковой, а движение в сторону РФ, то есть под власть Путина, который должен «спасти».

Очевидно, это отражается в том, что среди местных групп, поддержавших «ДНР», наблюдается очень низкий уровень военного участия в сепаратистском движении; но при этом в общественном сознании Донетчины по-прежнему серьезное место занимает надежда на то, что Путин «придет и молча поправит все». Сегодня «республиканские» настроения на Донетчине постепенно маргинализируются, но очаги пророссийской энергии сохраняются и, возможно, даже упрочняются. Взорвать ее в дальнейшем будет не так просто, как в этом году, поскольку подобные попытки будут уже натыкаться на внушительное сопротивление украинского иммунитета, который формируется в эти дни.

Но более масштабные политико-психологические проблемы в донецком крае могут произойти уже после ухода Путина. Когда аннулируется объект более глубокой политической веры, чем та, что была связана со «своим» Януковичем и его «покращенням». Особенно страшными последствия могут оказаться в том случае, если эта вера будет, снова-таки, зарублена с плеча. Изменить эту веру на ментальном уровне очень сложно, но препятствовать ее массовой радикализации  можно путем улучшения социально-экономических стандартов жизни в стране, а также миротворческого коммуникативного подхода со стороны институтов госвласти.

«ОЧЕНЬ ЧЕЛОВЕК»

Описанные выше модели отношения к «своим» лидерам, «покращенням», «образцово-показательным царям», которые должны «прийти и все дать» могут выступать некими приземленными проекциями некоторых исторических процессов, имевших, по всей видимости, более стержневую основу. 

Российский историк, религиовед и политолог Андрей Зубов, известный теперь в Украине своей непрокремлевской позицией по Крыму, в одной из своих лекции об истории религий рассказывает о том, как на рубеже 3 и 2 тысячелетий до Р. Х. поколебленная в Древнем Египте вера в спасительную роль земного царя привела впоследствии страну к гражданской войне, падению монархии, а также к глубокому религиозному кризису, который во 2 веке после Р. Х. завершился для египтян массовым принятием христианства.

«Вера в то, что царь спасает, оказалась поколебленной, – говорит Зубов. – Царь оказался обычным человеком, слабым существом, которое не дает надежды на спасение. Во многом это было и с этикой… Он (царь, – Авт.) во всем должен воспроизводить все как бы божественное, он должен был быть чужд всякому земному. А человек, имеющий колоссальную власть, очень слаб, он все-таки очень человек. И это, по-видимому, привело к кризису веры в то, что царь спасает. Именно это вызвало крах древнеегипетской монархии…».

Возвращаясь же к нашим приземленным реалиям, стоит отметить, что ориентация на политических лидеров, которая зачастую подменяют личную и коллективную ответственность, распространена в определенной мере по всей Украине. Тем более, это будет присуще индустриальным регионам, исторически привыкшим жить под государственной гиперопекой. И сегодня важно не осуждать, а помогать друг другу в преодолении того, что погружает нас в состояние, в котором стирается линия между добром и злом.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать