Об уязвленной гордости убийц
«09-22.11.2018»Всего неделя понадобилась, чтобы инициатива «Патриотической платформы Единой России» прошла путь до официального одобренного на парламентских слушаниях проекта заявления. «Государственная дума считает необходимым признать не соответствующим принципам исторической справедливости моральное и политическое осуждение решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года, выраженное в постановлении Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года». С принятием самого заявления Государственная дума России решила пока не спешить, намереваясь приурочить его к исполняющемуся 15 февраля 2019 года 30-летию со дня вывода «ограниченного контингента» советских войск из Афганистана.
О каком постановлении Съезда народных депутатов СССР речь. 24 декабря 1989 года Съезд народных депутатов СССР принял 3 очень важных с точки зрения восстановления исторической справедливости постановления. Первое, о нем мы и сегодня вспоминаем чаще всего, было посвящено политической и правовой оценке Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом 1939 года. Поскольку этот вопрос касался сравнительно самого отдаленного от Съезда народных депутатов СССР времени, и был тесно увязан с политикой СССР на разрядку военного и политического противостояния с Западом, это постановление было не только самым пространным, но и самым бескомпромиссным в оценках этого противоправного акта, а также роли советского правительства и лично Сталина в его подготовке и подписании. Второе постановление касалось трагических событий 9 апреля 1989 года в Тбилиси, когда разгон войсками мирной демонстрации обернулся десятками жертв. Тут ограничились общими словами осуждения, и, больше полугода спустя, пообещали расследование, надеясь погасить этим наметившийся в результате этого варварского преступления курс грузинских элит на выход из СССР.
Третье постановление Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 года касалось оценки завершившейся лишь несколько месяцев назад Афганской войны. Так получилось, это самый краткий из этих трех документов. Наверное потому, что после вывода советских войск из Афганистана, если не считать одиноко вопиющего в зале заседаний о справедливости и воздаянии военным преступникам академика Андрея Дмитриевича Сахарова, из реальных игроков советской и международной политической сцены эти вопросы уже не интересовали никого. Поэтому, в формально посвященном политической оценке ввода советских войск в Афганистан документе самой оценки касалась одна фраза: «решение о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году ... заслуживает морального и политического осуждения». Это всё. Остальной документ, который вроде бы был призван осудить самое варварское из преступлений брежневской эпохи, был посвящен урегулированию в будущей Конституции вопроса использования вооруженных сил за рубежом, а также социальной защите ветеранов.
Наверное, так выглядел бы приговор Нюрнбергского трибунала, если бы его провели переодевшиеся в гражданское бывшие нацисты. Не были названы имена ответственных за свержение законного правительства Афганистана — фактически, череду кровавых военных переворотов, ответственные за преступное решение развязать войну, не были названы имена виновных в гибели миллионов мирных афганцев — чудовищных преступлений, когда уничтожались мирные жители десятков, сотен деревень, фактически за геноцид афганского народа. Не было сказано ни слова и о намерении в будущем начать расследование, и наказать виновных. Вместо реального осуждения, гарантия безнаказанности. Действительно, пусть и запоздало, впору говорить, нет, кричать о восстановлении исторической справедливости, правда в смысле совершенно обратном, чем тот, который вкладывает сегодня в проект своего заявления нынешняя Государственная Дума России.
Безнаказанность рождает амнезию и ощущение вседозволенности. Речь, конечно, не о рядовых солдатах той далекой войны, которые сами, в силу присяги и приказа, стали заложниками беззаконных властей своей страны, заплатив своими жизнями и здоровьем, в большинстве своем и сегодня переживая ужасы той бесчеловечной войны. Впрочем, и тут отсутствие правовой оценки преступных приказов, военных преступлений, совершенных в Афганистане советскими войсками уже через несколько месяцев после вывода обернулось их повторением уже в конфликтах на территории самого СССР. Стало традицией, продолжение которой мы наблюдаем и сегодня в действиях вооруженных сил России на территории Грузии, Сирии, Украины.
Так что, проект заявления Государственной думы России, он не об Афганской войне. «Решение о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан принималось в декабре 1979 года согласно Договору о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Советским Союзом и Демократической Республикой Афганистан с учетом неоднократно поступивших просьб афганского руководства о прямом советском вмешательстве в конфликт»... О каком Договоре, о каком законном правительстве Афганистана в 1979-м году могла идти речь?! Не говоря уже о неоднократно звучавшей в ходе обсуждения в зале теме угрозы появления в 1979-м году в Афганистане военных баз США! Право слово, кто собирался предложить американцам построить военные базы в Афганистане, — заявлявший «в Коране нигде не сказано, что Аллах против коммунизма» свергнутый военными во главе с «красным принцем» Даудом король Захир-Шах, советские агенты-путчисты Тараки и Кармаль, или пришедший к власти на штыках оккупантов кремлевский марионетка Наджибулла? Нет, конечно же, речь здесь идет об Асаде, о «законном президенте Украины» Викторе Януковиче, о «решении Верховного Совета Автономной республики Крым»... заглядывая в будущее, о главнокомандующем вооруженными силами Ливии маршале Халифе Хафтаре.
На самом деле, это заявление Госдумы России о сегодняшних развязанных Россией войнах, и о тех войнах, которые Россия еще только собирается развязать. А постановление Съезда народных депутатов СССР о политической оценке вторжения советских войск в Афганистан лишь информационный повод, в том числе лишний раз напомнить, что подобные преступления однажды уже сошли им с рук. Так почему бы им не повторить. И снова. И снова...