От чего оттолкнулся Евромайдан?
Есть книги актуальные, своевременные, есть и такие, которые удачно описывают эпоху, дают слепок времени, в котором были написаны, хорошо иллюстрируют людей этого периода, настроения и перипетии, но есть книги, которые сами формируют новые взгляды, задают тон и ритм, формируют повестку дня эпохи, книги-указатели. Их идеи настолько просты и банальны, что кажутся гениальными. Казалось бы, хочешь нырнуть до дна - делаешь это с поверхности воды, хочешь вынырнуть на поверхность - отталкиваешься от дна. И если в Украине происходит Евромайдан, революция в западном направлении, если нация в едином порыве стремится на Запад, то корни, фундамент этого движения надо искать на Востоке. Казалось бы, это логично. Но не для всех - причины Евромайдана исследователи находили в популярности европейских ценностей, в планетарных тенденциях глобализации, в ментальных изменениях и цивилизационных конфликтах, но никто не догадался выдвинуть смелое предположение: мы хотим на Запад, потому что очень хорошо знаем Восток, потому что и сами являемся Востоком. Книга «Возвращение в Царьград» такой знак вопроса ставит, дает на него ответ, провоцирует самому задуматься.
Например, почему Киевская Русь исчезла с карты Европы? Неужели только из-за наезда монголов и Батыя? Почему рядовой украинец не знает, что в Киеве в 1240 году даже князя не было, хиленькой обороной столицы руководил назначены дружинник. Причина этому - в междоусобицах, распрях удельных князей, которые взаимными войнами и интригами уничтожили мощную Русь. А помните Руину, поговорку «там, где двое украинцев - три гетмана»? Это ведь тоже о междоусобицах. А сегодняшняя политическая ситуация вам междоусобицы не напоминает? Воры-политики готовы сдать врагу всю страну, лишь бы причинить вред своему оппоненту. А теперь вспомните, чем была известна Византия - кроме того, что в свое время это государство считалась центром цивилизации в Европе. Склоками, интригами, внутренней войной элит, которая помогла внешнему врагу уничтожить эту некогда могущественную державу. Поэтому мы переняли от Царьграда (второго Рима, Константинополя, Стамбула) не только восточный христианский обряд, не только сращивание церкви и государства, но и сам тип политического мышления, стиль ведения политики. Самоубийственный стиль.
Москва украла у нас прошлое, убедила мир, что Киевская Русь - это начало Московского царства, их колыбель, увела двуглавого византийского орла - и мы на это только одобрительно кивали головой. Действительно, легче сказать, что все плохое из Византии взяла Россия - а мы, мол, совсем западные и культурные (в отличие от восточных варваров). Такое приятно слышать, но такая пафосная патриотическая пропаганда только отдаляет нас от Европы - как ошибочный диагноз только ускоряет развитие основной болезни. «Возвращение в Царьград» - смелый, амбициозный интеллектуальный проект, книга, авторы которой с хирургической точностью отделяют миф от правды, историю от патриотического дурмана. Не надо забывать, что Византия - это еще и великая культура, богатая цивилизация, успешная государственная машина на протяжении веков. Все эти компоненты - в нашем подсознании, ментальности народа, и книга «Возвращение в Царьград» учит нас быть хозяевами: истории, своего положительного и своего плохого. Взять в прошлом лучше (а добра в Византии было немало!) И пойти в будущее. Вроде бы все это понятно и банально, но за годы независимости никто не удосужился поднять этот важный вопрос - кто мы, откуда мы? - Ни власть, ни университеты или Академия наук. Теперь - усилиями интеллектуалов и авторов «Дня» - у нас такая возможность появилась.
Знаете, что больше всего люблю в книгах? Когда прочитаешь, отложишь книгу, а она и дальше с тобой, заставляет думать, тревожит большим знаком вопроса. «Возвращение в Царьград» - именно такая книга. После которой в новокупеческих киевских элитах узнаешь византийскую продажную знать, а потом и себе задаешь вопрос - кто же в таком случае я сам?